Обзор Итоги 2019 года для российского ритейла
Несмотря на важность ресторанного сектора для молочной индустрии, розница остаётся наиболее важным каналом сбыта продукции. Последние годы ознаменовались как изменениями в российском законодательстве, так и сменой потребительских предпочтений – например, россияне стали предпочитать походы в магазины у дома воскресным поездкам в гипермаркеты. Milknews подготовил обзор изменений, коснувшихся продажи молока в розницу в 2019 году, а также итоги года и ключевые тренды.
Российская розница в 2018-2019 гг: основные цифры
Оборот розничной торговли в России за первые три квартала 2019 года, согласно данным Росстата, составил 24 231,6 млрд рублей, а за период с января по октябрь – 27 126,1 млрд рублей. По внутренним данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), за это время количество продуктовых магазинов выросло на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, а число поставщиков – на 3,3%.
Крупнейший ритейлер продуктовой направленности в России – X5 Retail Group. По данным 2018 года, собранным «Ведомостями», его выручка составила 1 533 млрд рублей. Следующими в списке идут «Магнит» (1 237 млрд рублей), «Лента» (414 млрд рублей) и «Дикси» (299 млрд рублей). Годом ранее все четыре российские компании входили в топ-250 ритейлеров мира по оценкам Deloitte, заняв 47, 51, 157 и 201 места соответственно. Эти же компании вошли в топ-20 розничных сетей, показавших наибольшую динамику роста с 2012 года. «Лента» заняла в рейтинге динамики 10 место, показав среднегодовой темп роста в 27,1%.
В 2018 году доля оборота молочных продуктов в российской рознице (с учётом животных масел, но без учёта маргарина) составила 5,2%, или 10% от продовольственного сектора. АКОРТ отмечает, что российские производители покрывают потребности ритейлеров на 95,93%. Это больше, чем в категории макаронных изделий (доля импорта макарон составляет 6,66%), но не доходит до стопроцентного уровня в ассортименте хлеба, мяса, муки и сахара.
Росстат даёт подробную статистику лишь по некоторым категориям молочной продукции. За первые три квартала 2019 года оборот питьевого молока в российской рознице составил 280,8 млн рублей, сыров – 278,3 млн, сухих молочных консервов – 32,2 млн. Рост по категориям по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 6%, 6% и 9% соответственно.
Тренды и изменения потребительского поведения
АКОРТ отметил снижение суммы среднего чека в розничных магазинах, но добавил, что потребители стали чаще ходить в магазины. Аналогичный тренд отметили аналитики PwC. Согласно результатам опроса населения, Россия вместе в Вьетнамом и странами Ближнего Востока входит в тройку рынков, на которых наиболее популярны ежедневные покупки в магазинах у дома. 40% респондентов ответили, что они ходят за продуктами каждый день, при этом каждый такой поход за покупками не занимает больше пяти минут. Привычка особо популярна среди людей в возрасте от 27 до 31 года, а 4% миллениалов ходят в магазины несколько раз за день.
Илья Власенко, директор по внешним связям АКОРТ, объяснил Milknews, что подобная смена предпочтений обусловлена тремя независимыми трендам – как общемировыми, так и сугубо российскими.
– Первая тенденция – изменение формата покупок как такового. Люди стараются меньше закупаться впрок, и покупки перестали совершаться всей семьей в субботу-воскресенье. На смену закупок на неделю вперед пришли более частые походы в магазин и совершение небольших покупок с расчётом на день, два или три дня вперед. Это общемировая тенденция, и она слабо объяснима. Вторая тенденция, специфическая для России – сокращение доходов населения. Люди не готовы тратить единовременно большое количество денег и делают небольшие покупки. Третья тенденция – стремление к здоровому питанию и потреблению свежих продуктов.
PwC определила, что 86% россиян готовы платить больше за продукты, при производстве которых были применены практики ответственного отношения к природе – органические, экологически чистые или в эко-упаковке. Около 68% респондентов заявили, что будут не против наценки на продукты местного производства; аналитики связывают это с растущей урбанизацией. Компании и ритейлеры, которые публично перечисляют средства на благотворительность, в наибольшей степени пользуются популярностью среди поколения Z – молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет. В качестве примера розничной сети, растущей именно за счёт интереса к органическим и экопродуктам, PwC особо отмечает «ВкусВилл».
Представитель X5 Retail Group рассказал Milknews, что цена остаётся решающим фактором при принятии решения о покупке, однако общее впечатление формируется за счёт сочетания разных факторов.
– Возрастает значимость неценовых элементов – ассортимента, удобства, атмосферы, социальной ответственности. Сегодня заметно увеличивается количество игроков, занимающихся экспресс-доставкой, активно развивается сегмент готовой еды, повышается скорость и удобство совершения покупок. Это глобальные тренды, которые развивались в этом году и будут актуальны в следующем.
Ключевые события продажи молока в розницу
Наиболее очевидным изменением 2019 года в правилах продажи молочной продукции стало введение «раздельных полок» для продуктов без заменителей молочного жира и СЗМЖ. Нововведение вступило в силу 1 июля, логически продолжив требование о маркировке продукции СЗМЖ.
В первые дни после вступления закона в силу Milknews провёл рейд по продуктовым магазинам. Летняя проверка показала, что ряд точек крупных торговых сетей не успел подготовиться к разделению полок, в то время как некоторые сельские магазины, наоборот, чётко разделили продукты СЗМЖ и БЗМЖ. Ноябрьская проверка Роскачества показала улучшение ситуации (из 22 сетей только у Spar отсутствовало разделение). При этом организация выявила путаницу в маркировке растительных напитков: их или маркировали как БЗМЖ, наподобие молока, или как «ЗМЖ» (такая аббревиатура не закреплена законом).
– Раздельная выкладка молочных продуктов, как и продолжающиеся ограничения на реализацию безалкогольных энергетических напитков, – это первое вторжение государства в матрицу «продавец-покупатель» в частности неподакцизных товаров, – заявил Milknews президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
Максимов также отметил события, характерные именно для работы киоскеров.
– Серьёзное событие в малоформатной торговле – фактическая блокировка Советом Федерации поправок в федеральный закон «О торговле», которые прописывали юридические основания для работы киосков, павильонов, автомагазинов и фудтраков. С законопроектом была связана достаточно странная история: сначала Совфед предложил некоторые поправки, но потом заявил, что его в целом не устраивает сам проект. Сложно сказать, как будут обстоять дела в этой области в 2020 году: законопроект вносили не мы, а правительство РФ.
Какие вызовы встанут перед ритейлом в 2020 году?
Грядущие налоговые изменения могут нарушить работу малой розницы. С 1 января в России начинается первый этап отказа от вменённой системы налогообложения (ЕНВД). К 2020 году предприниматели, продающие маркированные лекарства, обувь, одежду и меха, должны выбрать другую систему налогообложения. С 1 января 2021 года ЕНВД перестанет действовать в России.
Министерство финансов РФ объясняет, что требование отказаться от ЕНВД в 2020 году не распространяется на юрлица, торгующие другими товарами, подконтрольными цифровой маркировке (письма Минфина от 22.07.2019 № 03-11-11/54493 и от 22.07.2019 № 03-11-11/54469). Это значит, что с точки зрения налогового законодательства планируемое введение маркировки молочной продукции не отразится на ритейлерах.
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Ритейл бизнес Юрий Литвиненко