компоненты

Обзор Что происходит на рынке доставки готовой еды и кулинарии


За последние четыре года сегмент доставки еды вырос в 2,7 раза. Однако в дальнейшем его рост замедлится, в то время, как рынок кулинарии, напротив, будет расти. К такому выводу пришли эксперты «РБК исследования», проведя анализ рынка доставки еды и кулинарии в России. О том, что послужит драйвером развития обоих сегментов рынка, рассказываем в новом материале.

Рынок готовой еды

 
Компания «РБК исследования» представила исследование российского рынка доставки и кулинарии, охватившее 1,1 тыс. ресторанных сетей, управляющих 39 тыс. ресторанами и кафе в России. В онлайн-опросе посетителей ресторанов, проведенном в рамках исследования в период с 28 июля по 1 августа 2023 года, приняли участие около 3,7 тыс. россиян в возрасте от 18 до 54 лет. Кроме того, в ходе исследования в июле-сентябре 2023 года был проведен B2B-опрос ведущих сетевых ресторанных операторов и сервисов доставки.

Согласно данным экспертов, общий объем рынка готовой еды в России в 2023 году составил 3,8 трлн рублей, при этом на покупку «сырых» продуктов россияне потратили в прошлом году 21,8 трлн рублей.


Источник: «РБК исследования»

Траты наших соотечественников на кафе и рестораны, которых, по данным «РБК исследования» в нашей стране насчитывается около 96 тыс., в 2023 году составили 2,334 трлн рублей. Совокупные траты на доставку еды из ресторанов, кафе, суши-магазинов, заказы в онлайн-сервисах по доставке «ресторанной» еды и на заказ рационов питания составили 492 млрд рублей. Траты на кулинарию, включающие в себя покупку готовой еды из продуктовых магазинов и заказ кулинарии в онлайн-сервисах по доставке продуктов питания, достигли 955 млрд рублей.

По мнению аналитиков, общая емкость рынка в России превышает текущий размер рынка в 3,7 раза и составляет около 14 трлн рублей.

Доставка из ресторанов растет

 
Как отмечается в исследовании, за 2019–2023 года рынок доставки из ресторанов вырос в 2,7 раза, а доля доставки в обороте ресторанного рынка увеличилась с 9,6% в 2019 году до 17,4% в 2023 году. Доля сетевых ресторанов с доставкой в России по итогам 2023 года составляла 74%, при том, что в 2019 году этот показатель был равен 57,5%, а в 2020 году – 74,7%.


Источник: «РБК исследования»

Среди факторов роста, которые оказали влияние на объем этого рынка эксперты называют пандемию COVID-19 и локдаун, который обратил внимание рестораторов на рынок доставки. Кроме того, влияние оказала экспансия сервисов агрегаторов в регионы и стремительный рост числа подключенных ресторанов-партнеров к ним. Наконец, как добавляется в исследовании, свою роль сыграли маркетинговые акции, в том числе промокоды на доставку и рекламные кампании с целью привлечения внимания потребителей к доставке.

Лидеры рынка

По данным «РБК Исследования», ТОП-3 игрока, к которым относятся «Яндекс Еда», «Маркет деливери» и «Додо Пицца», занимают 38% оборота рынка доставки. Так, оборот «Яндекс Еды» вырос с 10,8 млрд рублей в 2019 году до 57 млрд рублей в 2022 году и 70,8 млрд рублей в 2023 году. Показатели «Маркет деливери» за этот период выросли с 16,5 млрд рублей до 50,9 млрд рублей и 54,5 млрд рублей в 2022 и 2023 году соответственно. «Додо Пицца» смогла увеличить оборот с 8,8 млрд рублей в 2019 году до 28,6 млрд рублей в 2022 году и 38,1 млрд рублей в 2023 году.

Четвертую строчку в рейтинге ведущих сервисов доставки из ресторанов по итогам 2023 года, по данным исследования, заняла компания «Сбермаркет». По данным аналитиков, ее оборот от доставки в прошлом году составил около 18–20  млрд рублей без НДС. В исследовании также сообщается, что единый сервис заказа еды Chibbis.ru в 2023 году смог нарастить оборот на 58%, а компания Broniboy за этот пероиод увеличила оборот в 2,14 раза.

Эксперты отмечают, что лидеры этого рынка активно осваивают смежные сегменты, в том числе доставку продуктов питания и потребительских товаров, увеличивая частотность заказа. Согласно информации, которую приводят аналитики, в 2023 году доля доставки не из ресторанов в «Яндекс.Еде» достигла 36%. «Пользователи, которые делают заказы в ретейле, на 21% чаще оформляют доставку из ресторанов — таким образом ретейл драйвит ресторанную категорию», - цитирует «РБК Исследования» руководителя «Яндекс Еды» и «Маркет Деливери» Евгения Анищенкова.

Аналитики фиксируют интерес рестораторов к альтернативным сервисам, а также не исключают дальнейших слияний и поглощений на этом рынке.

Что будет дальше?

 
В дальнейшем эксперты ожидают замедление роста рынка доставки из ресторанов. По их мнению, это связано с тем, что лидеры фактически исчерпали возможности экстенсивного роста, в том числе за счет подключения новых игроков или выхода в новые регионы. Так, по информации «РБК Исследования», операторы присутствуют более чем в 300 городах России, а число подключенных ресторанов-партнеров превышает 50 тыс., то есть каждый второй ресторан в нашей стране работает с сервисами-агрегаторами.

Среди предпосылок для снижения темпов роста рынка доставки эксперты также называют кадровый голод, ставший причиной роста зарплат курьеров и линейного персонала, что негативно сказывается на маржинальности бизнеса операторов. Причинами кадрового голода, по мнению аналитиков, стали отток трудовых мигрантов на фоне падения рубля, отъезд молодых россиян на СВО и релокация, а также демографическая яма, возникшая в 90-х годах прошлого века.

Еще одной причиной замедления развития рынка доставки, как пишет «РБК Исследования», может стать движение рынка в сторону платной доставки при неготовности самих потребителей оплачивать услугу.

Данные опроса, проведенного экспертами, показали, что большинство россиян не готовы платить за доставку в течение одного-двух часов или даже 15–30  минут. В то же время платить за доставку менее 50 рублей в течение 15–30 минут согласны 15% опрошенных, за доставку в течение одного-двух часов – 17%. По 22% согласны доплачивать за доставку от 51 до 100 рублей. 12% респондентов готовы заплатить от 101 до 150 рублей за доставку в течение 15–30 минут, 9% могут отдать эту сумму за доставку за один-два часа. Сумму от 151 до 200 рублей готовы отдать 7% россиян за доставку в течение 15-30 минут, 5% - за доставку в течение одного-двух часов. 4% россиян могут заплатить от 201 до 300 рублей за доставку в течение 15-30 минут, 2% - за доставку в течение одного-двух часов. И всего 3% россиян готовы платить более 300 рублей за доставку в течение 15-30 минут, 2% - за доставку в течение одного-двух часов.


Источник: «РБК исследования»

Рынок кулинарии

 
В 2023 году, по данным исследования, рынок кулинарии в России вырос на 7,8% по сравнению с показателем за 2022 год и достиг 955 млрд рублей. В дальнейшем эксперты ожидают более динамичное развитие рынка за счет того, что ретейлеры активно развивают собственные торговые марки (СТМ), в том числе и расширяют ассортимент готовой кулинарии. У лидера по продаже готовой кулинарии, сети «Вкусвилл», в 2023 году объем продаж в этом сегменте вырос на 36%, до 47,6 млрд рублей. Второе место среди ритейлеров занимает сеть «Пятерочка» с оборотом 30,2 млрд рублей (рост на 44%), третье – «Перекресток» (оборот более 21 млрд рублей, рост на 20%), четвертое – «Лента» (19,8 млрд рублей, рост на 13%).

Как сообщают аналитики, исследование показало, что 30,7% интернет-покупателей продуктов питания хотя бы раз за последний месяц заказывали готовую кулинарию. Кроме того, готовая кулинария имеет ценовое преимущество перед ресторанами, где средний чек до двух-трех раз ниже, чем при доставке из ресторана.

«Мы ожидаем, что соотношение готовой еды из ресторанов и готовой кулинарии будет один к трем к 2027 году», - прокомментировала руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаелян.

Она также сообщила о том, что, по данным опроса, проведенного в рамках исследования, 48,8% респондентов покупали салаты, 47,3% - выпечку, 40,1% - готовые вторые блюда, 37,2% - пиццу, 36,1% - шаурму. Говоря о продаже готовых молочных продуктов, она сообщила, что сырники и запеканки приобрели 16,7% респондентов, таким образом обогнали по популярности хот-доги, супы и каши. При этом чаще всего россияне покупали готовую продукцию в таких магазинах, как «Пятерочка» (34,2%), «Лента» (28,6%), «Магнит» (27,9%), «Ашан» (20,7%) и «Перекресток» (18,3%). Заказывали готовую продукцию потребители чаще всего на сервисах сети «Вкусвилл» и «Пятерочка» (по 3,7%), «Сбермаркет» и «Самокат» (по 3,6%), а также в «Ленте» (3,3%).

По мнению экспертов, дополнительным драйвером служит и рынок e-grocery, который к 2027 году может вырасти втрое по сравнению с показателем за 2023 год, когда его объем составил 850 млрд рублей (рост на 52% по сравнению с 2022 годом). 


Источник: «РБК исследования»

Поставки молочной продукции для кулинарии

 
Производители молочной продукции также являются активными поставщиками товаров для сегмента HoReCa. Как рассказал директор по продажам молочной продукции в профессиональной сфере компании «Эконива-Продукты питания» (входит в ГК «Эконива») Дмитрий Раев, «Эконива» поставляет продукцию предприятиям сегмента HoReCa и постоянно работает над расширением линейки продуктов, ориентированной на индустрию гостеприимства. «Мы отмечаем рост рынка общественного питания в России и в дальнейшем нацелены расширять долю «Эконивы» в этом направлении», - подчеркнул он.

По его мнению, значимый вклад в увеличение объемов питания вне дома вносят такие тренды, как развитие внутреннего туризма, наметившийся во второй половине 2023 г. рост количества точек общественного питания, восстановление бизнес-активности в крупных городах, сопровождающееся повышением наполняемости офисных помещений. При этом наблюдается частичное перераспределение спроса из формата фастфуд в сегмент кафе, ресторанов. Появляются и активно растут новые современные форматы рынка HoReCa, например зоны кафе в магазинах «у дома». 

В целом в объеме продаж «Эконивы» сегмент HoReCa занимает порядка 30%. По словам Раева, продажи в этом канале в 2023 г. увеличились на 27% в тоннах и на 39% в рублях по сравнению с 2022 г. За I квартал 2024 г. прирост к аналогичному периоду 2023 г. составил более 20% за счет расширения ассортимента и увеличения пула партнеров. Компания поставляет предприятиям индустрии гостеприимства питьевое ультрапастеризованное молоко, сливки, творог и сливочное масло. Перспективной категорией становятся полутвердые и твердые сыры. Среди партнеров «ЭкоНивы» – сеть предприятий быстрого обслуживания «Вкусно – и точка», сети кофеен «Шоколадница» и Stars Coffee, пиццерии «Додо Пицца», кафе и кондитерские «Буше», кафе быстрого питания Prime и многие другие, добавил он.

Директор по развитию компании Unagrande PRO Марина Печерикина также рассказал о том, что компания поставляет итальянские сыры Unagrande и Pretto, кавказские сыры «Умалат», а также сливочное масло Unagrande для сегмента HoReCa. За прошлый год объем поставок составил более 1,4 тыс. тонн продукции, что в полтора раза превышает показатель 2022 года. За первый квартал 2024 года компания успела поставить для этого сегмента более 350 тонн. Всего, по его словам, в 2024 году планируется нарастить поставки для сегмента HoReCa на 25% к прошлому году.

Как отметили в компании, Unagrande поставляет сыры и сливочное масло в крупные кафе и рестораны по всей территории страны. К примеру, сыр cулугуни «Умалат» направляется для сытных блинов сети общественного питания «Теремок», сыр рикотта и сулугуни – для любимых блюд сети ресторанов «Шоколадница».

«Сливочное масло мы поставляем для приготовления свежих круассанов в сети ресторанов «Кофемания». Также наши сыры моцарелла и маскарпоне Pretto входят в состав пиццы во многих пиццериях нашей страны. А творожные и сливочные сыры применяются в блюдах кулинарии», - добавила Марина Печерикина.

1715054400

продовольствие

1112 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен