Обзор Что происходит со спросом на молочную продукцию в период Великого поста?
15 марта начался Великий пост. В этот период, согласно православной традиции, верующие отказываться от блюд, содержащих животный жир, мясо, яйца и молочные продукты. Milknews решил выяснить, как это влияет на молочный рынок и что в целом происходит со спросом на молочные товары во время поста.
Великий пост - это самый длинный и строгий православный пост, длящийся семь недель и заканчивающийся праздником Пасхи, который в этом году приходится на 2-ое мая. Ещё до начала поста «Левада-Центр» провел традиционный опрос, в котором выяснил, собираются ли россияне ограничивать себя в еде в этот период. Согласно полученным данным, 78% респондентов ответили, что намерены сохранить обычный режим питания. И только 3% опрошенных были готовы соблюдать полный пост в течение семи недель. Ещё 16% участников сказали, что будут поститься частично.
Данные «Левада-Центра» во многом подтверждаются результатами, полученными Milknews. Согласно нашим данным, ни переработчики, ни ритейл пока не замечают существенного падения спроса на молочную продукцию в период Великого поста.
По мнению ассоциативного директора Ernst&Young Максима Никиточкина, действительное влияние на спрос оказывает не столько сам пост, сколько масленичная неделя. Чтобы прийти к такому выводу, совместно со специалистами компании «Новые технологии» ими была изучена динамика продаж сливочного масла, молока и сыра в 3 крупнейших сетях – Х5, «Лента» и «Ашан». Смотрели продажи двух недель до Великого поста и двух недель после, в 2019 и 2020 годах:
Основная «страдающая» категория – молоко. Его продажи в денежном выражении падали на 4-20%. Это связано с ростом продаж молока для выпечки блинов до поста и отсутствием всплеска данного спроса после поста. Во всех рассмотренных сетях во все рассмотренные периоды в масленичную неделю происходил существенный рост продаж молока (+10-30% к средним продажам в соседние недели).
Спрос на масло практически не зависит от наступление Великого поста.
Можно назвать неожиданной динамику продаж сыра – в 2019 году они снизились на 10%, а в 2020 году наоборот – выросли на 1-20%, в зависимости от сети, данная дифференциация объясняется различными сроками промо-акций в сетях, накладывающими существенный отпечаток на продажи категории.
В X5 Retail Group пояснили, что, например, в «Пятёрочке» спрос на молоко в первую неделю поста обычно снижается на 8-10%, и так происходит каждый год, далее потребление колеблется от 0% до 3%. А традиционная молочка (кефир, творог, сметана, йогурты, питьевые йогурты, творожки) снижаются на 2-4%, далее потребление колеблется от 2% до 5%.
Аналитики «Азбуки вкуса» также сравнили спрос в первую неделю Великого поста с обычной неделей и зафиксировали его снижение на мясную, молочную продукцию и алкоголь (26,7%, 11% и 13% соответственно).
Также некоторые ритейлеры вместе с небольшим падением спроса на молочную продукцию отмечают всплеск продаж в категории растительных аналогов: «По первым дням Великого поста мы видим, что интерес покупателей к молочным продуктам снизился примерно на 10-12%. А вот растительные аналоги резко выросли по популярности - их продажи увеличились на 77%», - подчеркнул продакт-менеджер «ВкусВилл» Андрей Белугин.
В пресс-службе ГК «ЭФКО» также отмечают небольшое падение спроса, но, по их словам, сильнее всего это становится очевидным в последние недели поста. «Однако мы видим статистику только по йогуртно-десертной группе. Вероятно, более существенные изменения заметны производителям традиционной молочной продукции», - подчеркнули в компании.
Директор по продажам «ЭкоНива-Продукты питания» Денис Ишмаев отметил, что по продукции бренда «ЭкоНива» оценить колебания спроса сложнее, чем в целом по отрасли. Связано это с активной работой по непрерывному расширению географии поставок и ассортимента продукции, а также с успешной работой маркетинга над повышением степени узнаваемости бренда и лояльности аудитории. «Из месяца в месяц мы видим динамичный рост реализации готовой продукции вне зависимости от сезонных факторов», - говорит он.
В ОАО «Молком» отмечают, что по опыту прошлых лет в первые и последние дни поста предприятие фиксирует падение спроса в районе 5% по разным категориям товаров. При этом пост практически не оказывает влияние на детское питание. По словам генерального директора компании Валерия Колесника, это небольшое проседание компенсируется на Пасху.
Сооснователь «Белого озера» Руслан Сагитов связывает падение спроса в этот период не столько с самим постом, сколько в целом с окончанием сезона.
Это мнение подтверждается данными Союзмолоко. Изучив потребление молочной продукции за 2014-2017 годы в период с марта по май, а именно на эти месяцы обычно приходится Великий пост, эксперты сделать вывод, что после пиковых показателей в марте начинается сезонный спад, и уже к маю-июню эта цифра уменьшается.
Таким образом, небольшие цифры падения спроса связаны с тем, что не так много людей в нашей стране соблюдают строгий пост и отказываются на все семь недель от молочной продукции.
По словам генерального директора Streda Consulting Алексея Груздева, если в целом смотреть по цифрам, то в апреле спрос ниже, чем в марте и мае не более, чем на 3-4%, и это не очень значительно.
Молоко