Обзор: Что известно о транзите санкционных товаров через Россию?
С 1 июля в России вступили в силу нормы о том, что автомобильные и железнодорожные перевозчики смогут осуществлять транзит санкционной продукции через РФ. Milknews разобрался, как он будет работать.
Решение есть, системы нет
Нововведение, разрешающее провозить транзитом санкционную продукцию через РФ, было установлено указом президента РФ, которое продлевает действие продовольственного эмбарго. Ранее ФТС сообщала, что перевозка санкционных грузов через Россию будет осуществляться с усиленными методами контроля: с использованием комплексной системы отслеживания транзитных перевозок. Система еще не работает, ее запуск “планируется в ближайшее время”, правительство РФ еще не издало нормативную базу для создания и эксплуатации этой системы. Кроме мониторинга, грузы должны будут иметь специальные электронные пломбы ГЛОНАССа, однако требования к ним, а также правила перевозки отдельных категорий грузов тоже еще не утверждены.
Эксперимент по прослеживаемости транзита провели в 2018 году, тогда грузы отслеживали между Россией и Казахстаном. Тогда впервые для грузоперевозок на автомобили устанавливали специальные электронные пломбы, в которых содержится вся информация о товаре. Таким образом и обеспечивалась прослеживаемость: пломба позволяет отследить любые взаимодействия с грузом.
Пилотный проект на полгода
Ранее замминистра транспорта Алексей Семенов рассказывал о планах ведомства в тестовом режиме разрешить транзит санкционных грузов через территорию России в третьи страны.
“Мы планируем, что 1 июля 2019 года российские и международные перевозчики смогут осуществлять перевозку так называемых санкционных грузов через территорию РФ в третьи страны при условии использования электронных навигационных пломб”, - заявил замминистра.
Семенов сообщил, что тестирование продлится полгода - с начала июля до конца декабря 2019 года. Замглавы Минтранса считает, что возобновление транзита санкционных товаров, ввоз которых на территорию РФ сейчас запрещен, должно увеличить транзитные перевозки на 40%, до уровня 2013 года, что будет способствовать решению задач, поставленных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов в ходе встречи ВЭД-клуба “Ведомостей” заявил, что работа системы поможет бороться с лжетранзитом.
“Мы приняли решение в этом году открыть транзит для санкционных товаров. В том числе и украинских. Но только с использованием электронных пломб: чтобы было видно - товар действительно проследовал транзитом. Поскольку отмечаются массовые случаи лжетранзита, нарушений законодательства, когда товар заявляется, что он идет в Казахстан или Киргизию. А на самом деле остается в России».
В своей презентации спикер привел данные: в рамках эксперимента по мониторингу транзитных перемещений товаров процедура транзита была открыта для 147 перевозок. 108 - Россией, 39 - Казахстаном. И аналогично: процедура транзита в 108 случаях была завершена Казахстаном, в 39 - Россией.
Давыдов рассказал, что контролировать передвижение грузов смогут все участники логистической цепочки: не только таможня и другие контролирующие органы, но и владельцы грузов.
Про Китай
Для компаний, перевозящих пищевую продукцию, новые изменения в первую очередь ассоциируются с перевозками в Китай. Давыдов заявил, что несмотря на большое количество разговорах о Китае, сегодня главным торговым партнером, “близким нам и по менталитету, и по состоянию технологий, связанных с развитием внешнеэкономической деятельности”, является Евросоюз. Замруководителя ФТС привел данные, по которым 38% внешней торговли России завязано на Европейский союз.
Иностранные компании положительно оценили решение о транзите, первыми о своих ожиданиях высказались финские компании:
"Вопрос об открытии наземной перевозки продуктов в Китай уже давно обсуждается, и теперь он, похоже, реализован. Железнодорожное сообщение сократило бы время, затрачиваемое на доставку наших продуктов (в Китай), почти на месяц, и открыло бы возможности для экспорта свежего охлажденного мяса. Работа по открытию маршрута только началась, ждем разрешения формальностей. Мы очень позитивно оцениваем новые возможности", - отметил гендиректор Atria Plc (переработка мяса), Юха Грён.
Valio также позитивно оценивает возможность транзита продуктов питания через Россию в долгосрочной перспективе. “В краткосрочной перспективе мы изучаем возможности, которые, однако, довольно ограниченны, и поставка морем по-прежнему остается конкурентоспособной для основных экспортных направлений Valio. Тем не менее, мы внимательно следим за ситуацией и заинтересованы в том, чтобы изменить логистику в будущем", - отметил директор по международным продажам Valio Тимо Паяярви.
Тем не менее, в финских компаниях отметили, что на текущий момент нет ясности, каких именно продуктов касается снятие эмбарго, по каким маршрутам и через какие погранпункты можно отправлять товары.
Автор: Артем Фальчев
Теги: Россия Китай экспорт продовольствие