Подробности Как закон о парниковых газах скажется на молочной отрасли
Летом 2021 года Владимир Путин подписал закон о введении углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ограничении выбросов парниковых газов. Крупнейшие эмитенты парниковых газов будут обязаны предоставлять отчетность уже с 2025 года. О том, как данный закон скажется на молочной отрасли, Milknews рассказал простыми словами.
Что произошло?
Федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов” был принят в июле 2021 года и вступит в силу 30 декабря 2021 года. Он устанавливает принципы и меры ограничения выбросов. Закон предусматривает введение поэтапной модели их регулирования. Речь идет в том числе о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. Под регулирование попадут компании, которые производят парниковые газы, масса которых эквивалентна 150 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким организациям нужно будет с 1 января 2023 года. Те, кто вырабатывает 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, попадут под регулирование с 1 января 2024 года. Отчеты о выбросах парниковых газов они должны будут предоставлять с 1 января 2025 года.
Документ также вводит понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов". Он будет установлен правительством в масштабе экономики РФ с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем. Такие показатели будут установлены для каждой из отраслей, которые попадут под действие законодательства.
Закон предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, а также предполагает создание реестра выбросов парниковых газов для их государственного учета. Это будет государственная информационная система, вести которую будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок создания и ведения реестра установит правительство.
Федеральный закон № 296-ФЗ носит рамочный характер, поэтому в перспективе должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие.
В конце августа стало известно, что Минэкономразвития России уже разрабатывает систему штрафов для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов. Предполагается штрафовать компании за непредставление, нарушение порядка отчетности и искажение информации в документах о выбросах.
Согласно документу, за первое нарушение должностные лица заплатят от 50 тыс. до 75 тыс. рублей, индивидуальные предприниматели - от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. За повторное нарушение сумма штрафов будет удваиваться, его максимальная сумма составит 150 тыс. рублей для должностных лиц, 500 тыс. рублей - для индивидуальных предпринимателей и 1 млн рублей - для юридических лиц. Система штрафов начнет действовать с момента предоставления отчетности.
Чем это грозит молочной отрасли?
Правительству предстоит определить, на какие именно организации будут распространяться нормы закона о парниковых газов. Сейчас к сфере применения нового законодательства предлагают отнести «ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, птиц» (ОКВЭД: выращивание однолетних культур – 01.1; животноводство 01.4). Если проект будет принят, то молочная отрасль будет обязана соблюдать уже заложенные в законодательство требования и те, которые еще будут появляться.
В числе прочего молочным компаниям придется предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов. В Союзмолоко Milknews рассказали, что такой аудит связан с определенными сложностями у сельхозпредприятий.
Составление таких отчетов будет связано с применением сложных методик, которые потребуют высокой квалификации специалистов и достаточного времени на подготовку.
Кроме того, Минэкономразвития России уже направило на межведомственное согласование проект поправок к 296-ФЗ, которые предусматривают обязательную верификацию отчетности, что, по словам экспертов, может сводиться к дополнительной перепроверке отчетов. Такой подход может еще больше усложнить процесс проведения аудита и удвоить затраты на его проведение, указали в Союзмолоко.
А как решают этот вопрос в мировой практике?
В международной практике обязательные требования в области регулирования выбросов парниковых газов, как правило, не распространяются на предприятия сельского хозяйства. Агросектор с точки зрения климата начинают регулировать тогда, когда отрасли, способные проще и эффективнее снижать выбросы, уже вовлечены в климатическую повестку.
Так, один из основных механизмов регулирования выбросов парниковых газов в ЕС - Система торговли углеродными единицами (European Union Emission Trade System, EU ETS) - не устанавливает лимитов и обязательств по приобретению разрешений на выбросы для предприятий сектора сельского хозяйства.
В рамках другого европейского закона - о «Распределении усилий» (Effort Sharing Regulation; Regulation (EU) 2018/842) - предусмотрено снижение выбросов на 30% к 2030 году для следующих отраслей: энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, утилизации отходов. Регулирование устанавливает общий целевой показатель для отраслей в совокупности, но не накладывает специальных обязательных требований к секторам.
Ключевые доклады и исследования Европейского союза о снижении выбросов парниковых газов отмечают низкий потенциал снижения выбросов парниковых газов в секторе сельского хозяйства. Для достижения того же уровня снижения, что и в других отраслях, агросектору требуются существенно большие затраты в условиях более низкой маржинальности. В докладах также подмечено, что в предыдущие годы основным драйвером снижения выбросов парниковых газов в АПК было увеличение продуктивности.
В «Единой сельскохозяйственной политике» (Common Agricultural Policy, САР) Европейского союза отсутствуют обязательные требования к сельскохозяйственным производителям в части выбросов парниковых газов. При этом, согласно директиве Европарламента № 1305/2013, в случае, если сельхозпроизводители берут на себя добровольные обязательства по выполнению климатических проектов, они могут рассчитывать на государственную поддержку в отношении затрат на такие инициативы.
Какие перспективы?
Пока регуляторы продолжают разрабатывать экологическое законодательство, о перспективах, как именно новый закон отразится на отрасли, говорить рано, считают в Союзмолоко.
В любом случае, при разработке регулирования выбросов парниковых газов необходимо соблюдать баланс между, с одной стороны, климатическими целями, а с другой – социально-экономическими последствиями от введения новых обязательных требований, считает эксперт.
Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК