компоненты

Подробности Как закон о парниковых газах скажется на молочной отрасли


Летом 2021 года Владимир Путин подписал закон о введении углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ограничении выбросов парниковых газов. Крупнейшие эмитенты парниковых газов будут обязаны предоставлять отчетность уже с 2025 года. О том, как данный закон скажется на молочной отрасли, Milknews рассказал простыми словами. 

Что произошло?

Федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов” был принят в июле 2021 года и вступит в силу 30 декабря 2021 года. Он устанавливает принципы и меры ограничения выбросов. Закон предусматривает введение поэтапной модели их регулирования. Речь идет в том числе о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. Под регулирование попадут компании, которые производят парниковые газы, масса которых эквивалентна 150 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким организациям нужно будет с 1 января 2023 года. Те, кто вырабатывает 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, попадут под регулирование с 1 января 2024 года. Отчеты о выбросах парниковых газов они должны будут предоставлять с 1 января 2025 года.

Документ также вводит понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов". Он будет установлен правительством в масштабе экономики РФ с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем. Такие показатели будут установлены для каждой из отраслей, которые попадут под действие законодательства. 

Закон предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, а также предполагает создание реестра выбросов парниковых газов для их государственного учета. Это будет государственная информационная система, вести которую будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок создания и ведения реестра установит правительство.

Федеральный закон № 296-ФЗ носит рамочный характер, поэтому в перспективе должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие. 

В конце августа стало известно, что Минэкономразвития России уже разрабатывает систему штрафов для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов. Предполагается штрафовать компании за непредставление, нарушение порядка отчетности и искажение информации в документах о выбросах.

Согласно документу, за первое нарушение должностные лица заплатят от 50 тыс. до 75 тыс. рублей, индивидуальные предприниматели - от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. За повторное нарушение сумма штрафов будет удваиваться, его максимальная сумма составит 150 тыс. рублей для должностных лиц, 500 тыс. рублей - для индивидуальных предпринимателей и 1 млн рублей - для юридических лиц. Система штрафов начнет действовать с момента предоставления отчетности.

Чем это грозит молочной отрасли?

Правительству предстоит определить, на какие именно организации будут распространяться нормы закона о парниковых газов. Сейчас к сфере применения нового законодательства предлагают отнести «ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, птиц» (ОКВЭД: выращивание однолетних культур – 01.1; животноводство 01.4). Если проект будет принят, то молочная отрасль будет обязана соблюдать уже заложенные в законодательство требования и те, которые еще будут появляться.

В числе прочего молочным компаниям придется предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов. В Союзмолоко Milknews рассказали, что такой аудит связан с определенными сложностями у сельхозпредприятий.

«Сейчас трудно сказать, насколько дорогим окажется подсчет выбросов, но можно отметить, что процесс климатического аудита для ферм сложнее (и дороже), чем для многих промышленных площадок, в силу естественных причин: парниковые газы поступают из различных источников, таких как внутренняя ферментация животных, внесение минеральных удобрений, обращение с побочными продуктами животноводства», - говорит менеджер по взаимодействию с органами государственной власти союза Даниил Бобков. 

Составление таких отчетов будет связано с применением сложных методик, которые потребуют высокой квалификации специалистов и достаточного времени на подготовку.

«Сельское хозяйство имеет низкую маржинальность, а значит стоимость выполнения новых требований ляжет в себестоимость продукции. Пока не опубликованы методологические подходы к ведению учета для сельского хозяйства, которые могли бы пролить свет на то, насколько трудоемким в соответствии с законодательством будет процесс подсчета. Однако на официальном портале нормативных правовых актов уже опубликован проект поправок в КоАП, который предусматривает суровые санкции за непредставление отчетов или за ошибки в них», - отметил эксперт Союзмолоко.

Кроме того, Минэкономразвития России уже направило на межведомственное согласование проект поправок к 296-ФЗ, которые предусматривают обязательную верификацию отчетности, что, по словам экспертов, может сводиться к дополнительной перепроверке отчетов. Такой подход может еще больше усложнить процесс проведения аудита и удвоить затраты на его проведение, указали в Союзмолоко. 

А как решают этот вопрос в мировой практике?

В международной практике обязательные требования в области регулирования выбросов парниковых газов, как правило, не распространяются на предприятия сельского хозяйства. Агросектор с точки зрения климата начинают регулировать тогда, когда отрасли, способные проще и эффективнее снижать выбросы, уже вовлечены в климатическую повестку. 

Так, один из основных механизмов регулирования выбросов парниковых газов в ЕС - Система торговли углеродными единицами (European Union Emission Trade System, EU ETS) - не устанавливает лимитов и обязательств по приобретению разрешений на выбросы для предприятий сектора сельского хозяйства.

В рамках другого европейского закона - о «Распределении усилий» (Effort Sharing Regulation; Regulation (EU) 2018/842) - предусмотрено снижение выбросов на 30% к 2030 году для следующих отраслей: энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, утилизации отходов. Регулирование устанавливает общий целевой показатель для отраслей в совокупности, но не накладывает специальных обязательных требований к секторам. 

Ключевые доклады и исследования Европейского союза о снижении выбросов парниковых газов отмечают низкий потенциал снижения выбросов парниковых газов в секторе сельского хозяйства. Для достижения того же уровня снижения, что и в других отраслях, агросектору требуются существенно большие затраты в условиях более низкой маржинальности. В докладах также подмечено, что в предыдущие годы основным драйвером снижения выбросов парниковых газов в АПК было увеличение продуктивности.

В «Единой сельскохозяйственной политике» (Common Agricultural Policy, САР) Европейского союза отсутствуют обязательные требования к сельскохозяйственным производителям в части выбросов парниковых газов. При этом, согласно директиве Европарламента № 1305/2013, в случае, если сельхозпроизводители берут на себя добровольные обязательства по выполнению климатических проектов, они могут рассчитывать на государственную поддержку в отношении затрат на такие инициативы.

Какие перспективы?

Пока регуляторы продолжают разрабатывать экологическое законодательство, о перспективах, как именно новый закон отразится на отрасли, говорить рано, считают в Союзмолоко.

«Будут ли такие показатели сразу же установлены для АПК в условиях зарождения российского климатического регулирования, и как именно они будут достигаться, пока не вполне ясно. Тем не менее, отдельные намеки уже присутствуют – например, в проекте Стратегии стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года (разработана Минэкономразвития России) для достижения показателей предлагается заключение «добровольных соглашений между бизнесом и органами власти». 

В любом случае, при разработке регулирования выбросов парниковых газов необходимо соблюдать баланс между, с одной стороны, климатическими целями, а с другой – социально-экономическими последствиями от введения новых обязательных требований, считает эксперт. 

1631166900

Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК

7793 просмотра

Также рекомендуем:


Молочные заводы
Молочные заводы
Комментарии
Практикум Ярославль
кизельман-март-24
подкаст Федоричев

Нов 5 мин еженедельно
НЕВА 20.06
expokaz
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
КАДРЫ

Нов 5 мин еженедельно

Аналитический центр Milknews
Молочные заводы
РОСУПАК
Молочные заводы
РОСУПАК