Эконива семена
Рейтинг крупнейших молочных компаний

Подробности Как закон о парниковых газах скажется на молочной отрасли


Летом 2021 года Владимир Путин подписал закон о введении углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ограничении выбросов парниковых газов. Крупнейшие эмитенты парниковых газов будут обязаны предоставлять отчетность уже с 2025 года. О том, как данный закон скажется на молочной отрасли, Milknews рассказал простыми словами. 

Что произошло?

Федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов” был принят в июле 2021 года и вступит в силу 30 декабря 2021 года. Он устанавливает принципы и меры ограничения выбросов. Закон предусматривает введение поэтапной модели их регулирования. Речь идет в том числе о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. Под регулирование попадут компании, которые производят парниковые газы, масса которых эквивалентна 150 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким организациям нужно будет с 1 января 2023 года. Те, кто вырабатывает 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, попадут под регулирование с 1 января 2024 года. Отчеты о выбросах парниковых газов они должны будут предоставлять с 1 января 2025 года.

Документ также вводит понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов". Он будет установлен правительством в масштабе экономики РФ с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем. Такие показатели будут установлены для каждой из отраслей, которые попадут под действие законодательства. 

Закон предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, а также предполагает создание реестра выбросов парниковых газов для их государственного учета. Это будет государственная информационная система, вести которую будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок создания и ведения реестра установит правительство.

Федеральный закон № 296-ФЗ носит рамочный характер, поэтому в перспективе должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие. 

В конце августа стало известно, что Минэкономразвития России уже разрабатывает систему штрафов для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов. Предполагается штрафовать компании за непредставление, нарушение порядка отчетности и искажение информации в документах о выбросах.

Согласно документу, за первое нарушение должностные лица заплатят от 50 тыс. до 75 тыс. рублей, индивидуальные предприниматели - от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. За повторное нарушение сумма штрафов будет удваиваться, его максимальная сумма составит 150 тыс. рублей для должностных лиц, 500 тыс. рублей - для индивидуальных предпринимателей и 1 млн рублей - для юридических лиц. Система штрафов начнет действовать с момента предоставления отчетности.

Чем это грозит молочной отрасли?

Правительству предстоит определить, на какие именно организации будут распространяться нормы закона о парниковых газов. Сейчас к сфере применения нового законодательства предлагают отнести «ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, птиц» (ОКВЭД: выращивание однолетних культур – 01.1; животноводство 01.4). Если проект будет принят, то молочная отрасль будет обязана соблюдать уже заложенные в законодательство требования и те, которые еще будут появляться.

В числе прочего молочным компаниям придется предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов. В Союзмолоко Milknews рассказали, что такой аудит связан с определенными сложностями у сельхозпредприятий.

«Сейчас трудно сказать, насколько дорогим окажется подсчет выбросов, но можно отметить, что процесс климатического аудита для ферм сложнее (и дороже), чем для многих промышленных площадок, в силу естественных причин: парниковые газы поступают из различных источников, таких как внутренняя ферментация животных, внесение минеральных удобрений, обращение с побочными продуктами животноводства», - говорит менеджер по взаимодействию с органами государственной власти союза Даниил Бобков. 

Составление таких отчетов будет связано с применением сложных методик, которые потребуют высокой квалификации специалистов и достаточного времени на подготовку.

«Сельское хозяйство имеет низкую маржинальность, а значит стоимость выполнения новых требований ляжет в себестоимость продукции. Пока не опубликованы методологические подходы к ведению учета для сельского хозяйства, которые могли бы пролить свет на то, насколько трудоемким в соответствии с законодательством будет процесс подсчета. Однако на официальном портале нормативных правовых актов уже опубликован проект поправок в КоАП, который предусматривает суровые санкции за непредставление отчетов или за ошибки в них», - отметил эксперт Союзмолоко.

Кроме того, Минэкономразвития России уже направило на межведомственное согласование проект поправок к 296-ФЗ, которые предусматривают обязательную верификацию отчетности, что, по словам экспертов, может сводиться к дополнительной перепроверке отчетов. Такой подход может еще больше усложнить процесс проведения аудита и удвоить затраты на его проведение, указали в Союзмолоко. 

А как решают этот вопрос в мировой практике?

В международной практике обязательные требования в области регулирования выбросов парниковых газов, как правило, не распространяются на предприятия сельского хозяйства. Агросектор с точки зрения климата начинают регулировать тогда, когда отрасли, способные проще и эффективнее снижать выбросы, уже вовлечены в климатическую повестку. 

Так, один из основных механизмов регулирования выбросов парниковых газов в ЕС - Система торговли углеродными единицами (European Union Emission Trade System, EU ETS) - не устанавливает лимитов и обязательств по приобретению разрешений на выбросы для предприятий сектора сельского хозяйства.

В рамках другого европейского закона - о «Распределении усилий» (Effort Sharing Regulation; Regulation (EU) 2018/842) - предусмотрено снижение выбросов на 30% к 2030 году для следующих отраслей: энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, утилизации отходов. Регулирование устанавливает общий целевой показатель для отраслей в совокупности, но не накладывает специальных обязательных требований к секторам. 

Ключевые доклады и исследования Европейского союза о снижении выбросов парниковых газов отмечают низкий потенциал снижения выбросов парниковых газов в секторе сельского хозяйства. Для достижения того же уровня снижения, что и в других отраслях, агросектору требуются существенно большие затраты в условиях более низкой маржинальности. В докладах также подмечено, что в предыдущие годы основным драйвером снижения выбросов парниковых газов в АПК было увеличение продуктивности.

В «Единой сельскохозяйственной политике» (Common Agricultural Policy, САР) Европейского союза отсутствуют обязательные требования к сельскохозяйственным производителям в части выбросов парниковых газов. При этом, согласно директиве Европарламента № 1305/2013, в случае, если сельхозпроизводители берут на себя добровольные обязательства по выполнению климатических проектов, они могут рассчитывать на государственную поддержку в отношении затрат на такие инициативы.

Какие перспективы?

Пока регуляторы продолжают разрабатывать экологическое законодательство, о перспективах, как именно новый закон отразится на отрасли, говорить рано, считают в Союзмолоко.

«Будут ли такие показатели сразу же установлены для АПК в условиях зарождения российского климатического регулирования, и как именно они будут достигаться, пока не вполне ясно. Тем не менее, отдельные намеки уже присутствуют – например, в проекте Стратегии стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года (разработана Минэкономразвития России) для достижения показателей предлагается заключение «добровольных соглашений между бизнесом и органами власти». 

В любом случае, при разработке регулирования выбросов парниковых газов необходимо соблюдать баланс между, с одной стороны, климатическими целями, а с другой – социально-экономическими последствиями от введения новых обязательных требований, считает эксперт. 


Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК

4331 просмотр

Также рекомендуем:


беларусь ТОП

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
Спиракс 20.10
ВИДЕО 5 мин

ЮТЮБ
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Приб Жив 20 октября
Сибирская агронеделя 12.11
Приб Жив 20 октября
Сибирская агронеделя 12.11