«Ъ»: производство глюкозно-фруктозных сиропов снижается из-за акциза
Из-за профильного акциза производители напитков в два раза снизили в своих портфелях долю полносахарной продукции и закупки глюкозно-фруктозных сиропов. На этом фоне производство последних в третьем квартале сократилось более чем на 8% год к году, а в следующем году спад может достигнуть уже 10%. Негативная конъюнктура приводит к снижению выпуска пшеничного крахмала. Хотя в целом рынок крахмалов поддерживает развитие целлюлозно-бумажной промышленности.
Объем производства глюкозно-фруктозных сиропов (ГФС) в России в июле—сентябре составил 70,3 тыс. тонн, сократившись на 8,6% год к году, следует из данных Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна («Союзкрахмал»). Ранее в сегменте прослеживался рост. За первое полугодие производство ГФС в России увеличилось на 3,4% год к году. За январь—сентябрь 2023 года — на 5,5% год к году. В 2025 году производство ГФС в России продолжит сокращаться. В «Союзкрахмале» предполагают, что падение может составить 7–10%. В «Каргилле», «Астоне» и «Биотех Росве», выпускающих ГФС, “Ъ” не ответили.
Смену тренда в «Союзкрахмале» связывают со снижением спроса производителей сладких напитков, выступающих основными потребителями ГФС-42.
Помимо него в России выпускается ГФС-30, который используется для соусов и джемов. В этой подкатегории прослеживается позитивная динамика, пояснили в ассоциации. Производители напитков, по мнению представителя организации, закупают меньше сиропов из-за введенного год назад акциза на сахаросодержащие напитки. Он составляет 7 руб. за 1 л продукции, где в 100 мл более 5 г сахара.
После введения акциза многие производители начали пересматривать рецептуры, снизив содержание сахара до 3–4 г (см. “Ъ” от 8 октября). Руководитель направления внешних коммуникаций «Союзнапитков» Алла Андреева говорит, что за последний год доля полносахарных напитков в портфелях производителей сократилась с 70–75% до 35–40%. Это может способствовать сокращению потребления ГФС, говорит она.
Сейчас в правительстве обсуждается возможность увеличения ставки акциза до 10 руб. за 1 л и расширения его применения. Управляющий директор компании «Мегапак» Андрей Богачев говорит, что это уже способствует снижению производства сладких напитков. «Многие производители перешли на сахарозаменители, только так можно сохранить рентабельность в массовом сегменте»,— рассуждает он.
АПК
Также рекомендуем:
