Белорусский министр о продуктовом эмбарго против Запада: мы себе в ногу не стреляли
Министр антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии Алексей Богданов заявил, что решение о введении эмбарго в отношении ряда продовольственных товаров из отдельных стран Запада было обдуманным: Минск "себе в ногу не стрелял".
Белоруссия с 1 января 2022 года ввела продовольственное эмбарго в отношении широкого перечня товаров из ряда западных стран, которые ранее ввели санкции по отношению к Минску. В частности, оно касается товаров, происходящих из стран ЕС, а также США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Великобритании, Черногории, Швейцарии, в конце января было решено включить в перечень товары из Сербии и Лихтенштейна.
В список запрещенной к ввозу и реализации в Белоруссии продукции попали живые свиньи, мясо крупного рогатого скота, свинина, колбасы, субпродукты, кондитерские изделия, молоко, орехи, фрукты. Всего более 20 групп товаров. Вместе с тем постановление правительства Белоруссии содержит ряд изъятий и исключений. В начале февраля власти заявляли, что введенное Минском эмбарго не повлияло негативно на потребительский рынок Белоруссии ни в плане ассортимента, ни в плане цен.
"Мы в отличие от наших злопыхателей со стороны Запада, которые ведут против нас отрицательную политику и вводят экономические меры, себе в ногу не стреляли, как, например, Литва, и стрелять не собираемся. Все решения, которые принимаются, обсуждаются на достаточно высоком экспертном уровне и направлены не в ущерб стране, не в ущерб экономике государства, не в ущерб субъектам хозяйствования и (не в ущерб – ред.) потребителям в том числе", - сказал Богданов в интервью телеканалу ОНТ.
Он рассказал, что при проработке эмбарго Минск брал в качестве основы и модели "те меры (ответ на антироссийские санкции Запада – ред.), которые ввела Российская Федерация уже давно". "Почему именно их? Потому что у нас единое экономическое пространство", - отметил министр.
Он пояснил, если бы белорусские и российские меры не были синхронизированы, это способствовало бы контрабанде из России в Белоруссию. "Четкий, холодный расчет: там, где мы можем и не пострадает потребитель, там мы и ввели (ограничения – ред.)", - продолжил Богданов.
В то же время учитывались особенности Белоруссии. Например, как рассказал Богданов, в список запрещенной для ввоза в Белоруссию продукции не попала рыба, потому что республика в отличие от России не имеет выхода к морю и запрет ее импорта из стран Запада мог привести к дефициту и росту цен. В то же время, добавил он, Минск распространил эмбарго на западные кондитерские изделия, потому что в республике эта отрасль "мощная" и может сама полностью обеспечить белорусский рынок.
Таким образом, подчеркнул министр, решение о продуктовом эмбарго принималось так, чтобы не допустить проблем на внутреннем потребительском рынке и одновременно стимулировать рост производства в стране тех групп товаров, которые попали под ответные меры Минска. "Если мы убрали (с рынка – ред.) польские яблоки, голландские груши, - пожалуйста, белорусский фермер, увеличивай объемы производства и поставляй на полки в магазины", - заключил министр.
Отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились после президентских выборов в республике, которые прошли в августе 2020 года и на которых в шестой раз победил Александр Лукашенко. Евросоюз, Великобритания, США, Канада и ряд других стран поэтапно вводили санкции против белорусских официальных лиц, а также предприятий, обвиняя Минск в нарушениях в ходе выборов и нарушении прав человека. В начале декабря 2021 года было объявлено об очередных санкциях против Белоруссии. Минск заявил, что принимает ответные меры, среди них – продовольственное эмбарго.
АПК