компоненты

Тимофей Кописки, ООО «Рождество» Внедряем на ферме искусственный интеллект отечественной разработки


Искусственный интеллект на молочной ферме позволяет существенно повысить эффективность работы предприятия. Об этом в интервью Milknews рассказал генеральный директор ООО «Рождество» Тимофей Кописки. Компания уже начала внедрение ИИ у себя в хозяйстве. Причем разработка эта отечественная и относительно недорогая, да и применение ИИ в животноводстве быстро окупается. ООО «Рождество» входит в рейтинг наиболее эффективных молочных хозяйств страны 2024 года по версии Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting. Руководитель компании также поделился своим мнением о ситуации на молочном рынке в России.

Milknews: Как вашему предприятию удается сохранять высокий уровень эффективности в текущих непростых экономических условиях?

Т. Кописки: Относительно прошлых лет я бы не назвал сегодняшние времена трудными: в предыдущие годы мы пережили полноценный молочный кризис, во время которого реально приходилось оптимизировать всё, что можно. Поэтому сейчас мы считаем, что работаем во вполне нормальных условиях. Естественно, есть проблемы, но они решаемые. Связаны они с тем, что мы по-прежнему остаемся страной, зависимой от импорта сельскохозяйственной техники, оборудования и т.п. Но сейчас на рынке начинают появляться достойные аналоги, как отечественные, так и из дружественных стран, в частности Китая. Китайцы начали производить даже первые доильные залы, и они уже представлены на российском рынке. Пока, конечно, это непроверенные технологии, но тенденция на лицо: через 2-5 лет, я думаю, мы перестанем зависеть от импорта из недружественных стран в части молочного животноводства.

Что касается эффективности молочного животноводства, то в её основе находятся три «столпа» - это кормление, комфорт и генетика. Кормление – это краткосрочный фактор: как покормишь, так корова и надоит. Поэтому мы ежедневно работаем с кормлением: оцениваем его эффективность, контролируем перевариваемость, работу рубца. Комфорт – это среднесрочный фактор: если корова будет содержаться в некомфортных условиях, то это негативно отразится на надоях через 2-6 месяцев. То есть мы постоянно следим за тем, чтобы нашим животным было комфортно.

Генетика – это «игра в долгую». Генетике мы также уделяем особое внимание, усердно трудимся над ней порядка 7 лет, и во многом благодаря улучшению генетического потенциала стада нам удается достигать высоких результатов по продуктивности. В настоящее время мы закупаем через наших партнеров 200 доз семени быка ТОП-1 мирового рейтинга – нам уже подтвердили доставку. На генетике мы никогда не экономим и покупаем только самое лучшее: в разрезе выручки затраты на семя и геномную оценку у нас составляют 1,5%.

Генетика – это очень важно, потому что если плохая генетика, сколько корову ни корми, не добьешься от неё высокой продуктивности. И, напротив, когда мы получаем животное с хорошей генетикой, то его потенциал с точки зрения продуктивности очень высок, и за счет качественного кормления, комфортных условий, мы можем ожидать от него постоянного увеличения надоев.

Мы даже думаем создать свой племзавод, чтобы производить качественных нетелей: лучших будем отбирать для собственного стада, остальных продавать. Но плохих нетелей у нас нет: любые наши коровы дают по 10,5-11 тыс. кг молока – это хороший показатель для многих сельхозпредприятий.

Milknews: Когда планируете запустить свой племзавод? И какие ещё инвестпроекты в области производства молока рассчитываете реализовать в ближайшее время?

Т. Кописки: По племзаводу мы пока считаем экономическую выгоду данного проекта. Что касается других объектов, то планируем строить новую ферму на 1,2 тыс. дойных коров. У нас уже посчитана финансовая модель, готов предпроект, найден подрядчик, проведены предварительные переговоры с банком, который согласен нас кредитовать, в настоящее время находимся в активном поиске земель под данный проект. Но, к сожалению, получается очень дорого в нынешних условиях: очень высокая стоимость оборудования, высокая процентная ставка даже с учетом субсидирования – в итоге ферма выходит под 3 млрд рублей. И ещё 300 млн рублей нужно будет постоянных расходов, чтобы просто поддерживать эту ферму первые 1,5-2 года.

Поэтому, я думаю, что пока мы этот проект заморозим, и как-то только начнется динамика по снижению процентной ставки по кредитам, а такая динамика ожидается к третьему кварталу 2025 года, мы вернемся к нему. В любом случае мы уже вводим в оборот новые земли в соседних районах и рано или поздно будем строить при более благоприятных финансовых условиях.

Milknews: Какова численность поголовья в вашем хозяйстве? И в настоящее время вы сами выращиваете нетелей или закупаете?

Т. Кописки: Сейчас у нас дойное стадо составляет 5 тыс. голов – голштино-фризская порода коров. В перспективе его численность планируем увеличить на 1,2 голов, а численность общего стада – на 2,5-2,8 тыс. голов. Мы и сейчас являемся племрепродуктором и ежегодно продаем 17-19% от нашего фуражного поголовья нетелей (порядка 400 голов). Стоит отметить, что в этом году спрос на нетелей заметно упал, но нас спасло то, что мы имеем хорошую репутацию, нас знают, и поэтому проблем с продажами не было, и не нужно было демпинговать.

Но тенденция к снижению спроса на нетелей есть, именно поэтому мы хотим выделить их продажу в отдельное направление работы и открыть племзавод. Там мы будем их выращивать и продавать каждую нетель с геномной оценкой. На животных с племзаводов в любом случае спрос будет.

Milknews: Какие технологические инновации вы внедряете в молочном производстве?

Т. Кописки: Мы внедряем искусственный интеллект – это главная инновация. Причем разработчик ИИ отечественный. Речь идет о контроле и протоколах доения, анализе и сборе данных об упитанности коров, о том, сколько они едят, лежат, ходят. Если говорить о протоколах доения, то это работает следующим образом: в доильном зале ставятся камеры, по которым ИИ следит, как сотрудники работают, сколько времени они уделяют подготовке животного к доению и т.д.

Кроме того, в агрономии внедряем программы, которые составляют карту каждого поля: где нужно больше удобрения, где меньше. Причем я бы не сказал, что затраты на внедрение ИИ и цифровых сервисов заоблачные: ИИ для доильного зала нам обошелся в 2 млн рублей. К тому же это все окупается, потому что эффективность производственных процессов после внедрения таких систем заметно возрастает.

Milknews: Темпы производства молока в последнее время снижаются, как у вас с этим? Сколько молока вы планируете произвести по итогам 2024 года?

Т. Кописки: Объемы производства молока у нас, несомненно, вырастут: я думаю, что мы выйдем примерно на 24 тыс. тонн по итогам года (в прошлом году было в районе 23 тыс. тонн). В первом полугодии мы сработали хорошо – с небольшим плюсом к периоду прошлого года. В третьем квартале были определённые проблемы с жиром и белком, но сейчас в этом плане ситуация стабилизировалась.

Milknews: Как по-вашему будет развиваться ситуация на молочном рынке в ближайшее время? Что будет с ценой на молоко?

Т. Кописки: Сейчас, конечно, закупочные цены на молоко очень привлекательные для производителей, но они стали такими совсем недавно. И, на моей памяти, когда цены становятся рентабельными, и даже производители могут почувствовать прибыль, то это означает, что скоро будет их снижение. Потому что гарантировать такие цены для сельхозпредприятий надолго никто не может. Поэтому мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.

Последний раз, когда был такой скачок цен на молоко, они затем быстро опустились. Пока у нас не будет понимания, что ожидать во втором квартале 2025 года, никаких долгосрочных планов мы строить не будем. Сейчас формируем резерв, и если поймем, что рынок стабилен и зафиксировался на этой цене на молоко, то будем направлять резерв на новые проекты. Пока, думаю, ситуация на рынке будет турбулентной, потому что у нас, например, цена на молоко выросла за два месяца на 20% - это нездоровый рост. А после подъема, как правило, идет падение.  
 

1730794022

4586 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы