компоненты

Эксперты предложили прогнозировать рост цен на продовольствие по ценам производителей


Рост или падение цен производителей продуктов приводит к соответствующему изменению потребительских цен не сразу, а через 2–3 квартала, выяснил главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Это позволяет точнее прогнозировать потребительскую инфляцию, уверен он.

Все дело в розничной наценке, которая позволяет продавцам в краткосрочной перспективе компенсировать волатильность цен производителей, отмечается в обзоре «ВТБ капитала».

Например, уровень инфляции во второй половине 2015 г. (больше 15%) в основном был результатом восстановления нормального уровня розничных наценок, считает Исаков: после обвала рубля в 2014 г. цены производителей выросли, но наценка на продовольствие снижалась вплоть до конца 2014 г., а в 2015 г., когда производители перестали увеличивать цены, росла до максимума в IV квартале 2015 г.

Такая связь между наценками продавцов и ценами производителей может быть надежным опережающим индикатором потребительских цен, пришли к выводу аналитики «ВТБ капитала». ЦБ не раз указывал на проблемы с прогнозированием продовольственных цен. Например, ускорение инфляции в июне 2017 г. до 4,4% в годовом выражении из-за скачка цен на овощи и фрукты директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев называл «большим шоком» и неприятным сюрпризом для регулятора.

Величина наценки зависит от многих факторов, что препятствует полному переходу инфляции производителей в инфляцию потребителей, отмечают аналитики «ВТБ капитала». Самая маленькая наценка у белого хлеба – меньше 4% от розничной цены, так как это товар первой необходимости. Минимальна наценка и у товаров с небольшим сроком хранения – хлеб, сыр, молочные продукты. Возможно, продукты с маленьким сроком хранения привлекают основной поток посетителей, также есть риск истечения срока годности, рассуждают аналитики «ВТБ капитала». Самая большая наценка – у минеральной воды, более 56%, пишут аналитики: на производство минеральной воды уходит всего 1,5–5 руб. за литр, поэтому ритейлеры могут выставить потребителю и 30 руб. за литр. А также – у вин, соли, кофе, соков, рассчитали аналитики «ВТБ капитала». Зависят наценки и от других факторов – например, производитель в контракте на поставку может ограничить частоту пересмотра цены.

Цена зависит от категории, качества и среднерыночной цены товара, спроса со стороны покупателей и предложения поставщиков, перечисляет представитель Х5. На товары первой необходимости и самые свежие продукты наценка минимальна, вплоть до нуля, а на премиальные товары может быть высокой, говорит он. На социально значимые товары наценка и вовсе не может превышать 10% по закону, напоминает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров, а остальные товары это, как правило, компенсируют – наценка на них выше, поскольку даже при 10% продавец ничего не зарабатывает на товаре и даже несет потери. Например, в «Магните» наценка на товары первой необходимости может быть отрицательной, говорит представитель компании. В среднем наценка на продовольствие – около 20%, рассказывает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. Это подтверждают и расчеты экономистов «ВТБ капитала», по оценкам которых в среднем наценка составляет 20–30%.

Розничная цена на продукты действительно связана с изменением цен производителей, но есть и другие факторы – доходы населения, импорт, связанный с валютным курсом, говорит ведущий экономист ЦМАКПа Игорь Поляков. Ситуация с ценами на продовольствие сложнее, рассуждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров: их, как правило, определяют цены на овощи и фрукты, а они подвержены влиянию сезонности. Также продовольственные цены зависят от доли импорта, продолжает он: даже если запасы урожая не исчерпаны, а стоимость импортной продукции из-за ослабления рубля растет, цены внутренних производителей следуют за зарубежными, а не наоборот.

Лаг в полгода на первый взгляд кажется слишком большим, считает Поляков: обычно розница быстрее реагирует на волатильность оптовых цен. «Мы действительно стараемся нивелировать скачки цен производителей и закладываем на это довольно длительное время», – спорит сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. Такой механизм работы с ценами, по словам представителя Х5, позволяет ритейлерам не сразу транслировать на полку повышение поставщиками закупочных цен: например, в прошлом году компания смягчила закупочную инфляцию на молоко и молочную продукцию. В 2017 г. цены у поставщиков молока выросли примерно на 9%, кисломолочной продукции – почти на 8%, сыров – более чем на 10%, а, например, в магазинах «Пятерочка» эти продукты подорожали не более чем на 6%.

Источник: "Ведомости"

1527751455

4147 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы