компоненты

В Свердловской области ищут выход из кризиса после падения закупочных цен на молоко


В сложную экономическую ситуацию попали хозяйства, занимающиеся молочным животноводством. Снижение закупочных цен на сырое молоко больно ударило и по фермерам, которые оказались на грани выживания, и по крупным агропредприятиям, вынужденным сворачивать программы развития. При этом удешевление сырья почти не сказалось на стоимости готовых продуктов в магазинах.
 

Сельхозтоваропроизводители обратились с открытым письмом к губернатору с просьбой остановить падение закупочных цен на сырье. Возможно ли это, обсудили на совете экспертов в уральском филиале "РГ" председатель НП "Союз животноводов Урала" Виталий Дунин, исполнительный директор народного предприятия "Искра" Александр Попков и первый замминистра АПК и потребительского рынка Свердловской области Сергей Шарапов.

Закупочные цены на молоко обрушились по всей стране. Что-то предвещало такое развитие событий?

Виталий Дунин: Нет, это была полная неожиданность. Все сельхозпредприятия предыдущий год прожили неплохо, закупочная цена только росла, хозяйства нацелились на развитие. Февраль как холодный душ. Первое снижение мы пережили спокойно: всякое бывает. После второго начали волноваться. Но, когда цена упала почти на треть - с 36 до 26 рублей, возникли вопросы.

На примере одного предприятия: поголовье в тысячу коров, надой - десять тысяч с каждой. При сегодняшних ценах ежемесячный недобор - восемь миллионов рублей. Представляете, какие потери будут за весь год? Падение ощутили уже все хозяйства: одни сегодня сдают молоко ниже себестоимости, другие - на грани. У самых крупных есть еще небольшая рентабельность, но о программах развития можно забыть.

Александр Попков: Ситуация вынуждает бить в набат. По нашему мнению, она приняла неконтролируемый отрицательный вектор и требует незамедлительного принятия мер по регулированию рынка.

Как фермеры за рубежом выливают тонны молока перед административными зданиями, мы видели в новостях. У нас на такой демарш не идут: более терпеливы или региональные власти уже прониклись проблемой?

Сергей Шарапов: Не только прониклись, но и ищем решения. Одна из причин - в начале года в России закрылось сразу несколько крупных переработчиков с иностранным капиталом. Напрямую Свердловской области это не коснулось: у нас единственная компания с иностранным капиталом, которая закупает молоко, - "Данон", но к нам хлынули большие объемы молока по низким ценам из других регионов.

По данным мониторинга, в среднем по стране закупочная цена на сырье в начале июля составляла 27 рублей, с начала года она снизилась на 17 процентов. Мы всегда считали, что эта цифра должна быть не меньше 30 рублей. Сейчас, если взять средние показатели и добавить господдержку, получается чуть меньше. Ситуация стабилизируется, по многим заводам падение уже остановилось.

Александр Попков: Хозяйства самостоятельно этот удар уже не держат. Например, на нашем предприятии при падении доходов затраты резко выросли и потянули за собой задолженности по кредитам, перед поставщиками кормов, запчастей к технике и так далее. Заморожены программы инвестиционного развития.

Я смог погасить налоги и перечислить зарплату работникам только потому, что получил предоплату за скот, который заберут в конце июля. Пока на мясо отправляем коров в рамках плановой выбраковки, но если изначально закладывали 20 голов, то вынуждены были сдать 40. Конечно, по общему поголовью хозяйство сохраняет цифру, предусмотренную соглашениями с министерством АПК, однако по факту животные на бойню уже поехали. Да, пока низкопродуктивные, но процесс сокращения стада начался, у крестьян нет другого выхода. Очередь на мясокомбинатах увеличилась до двух месяцев - это тоже опосредованный сигнал, что ситуация не внушает оптимизма.

Как юридически регулируется закупочная цена на молоко? Могут ли крестьяне ставить "ультиматум"?

Виталий Дунин: Договор между хозяйствами и заводом заключается в декабре на год. Там прописано, что цена устанавливается только на текущий месяц. На следующий она может корректироваться либо в плюс, либо в минус.

Александр Попков: Плавающее изменение цены соответствует рыночным принципам экономики. До сих пор все было оптимально: когда-то она падала, когда-то росла. Если хозяйство что-то не устраивало, договор можно было расторгнуть без всяких штрафов - все разумно.

Но у любой монеты есть две стороны. Аграрии подписывают соглашение не только с переработчиком, но с министерством АПК, где на год вперед указывается объем производства молока и поголовье. Для меня как для директора предприятия это своего рода госзадание, которое я обязан выполнить. К тому же при невыполнении наступают санкции. В зависимости от госзадания строится и инвестиционная программа: модернизация, увеличение поголовья. Главный принцип: хозяйство не имеет права производить меньше, чем в прошлом году. По сути, мы оказались между молотом и наковальней: надоить - надоили, а сбыть некуда.

1690437820

АПК

1034 просмотра

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы