Надзорные органы требуют реформировать систему школьного питания Нижнего Новгорода


Администрация Нижнего Новгорода, общественники, депутаты и надзорные органы обсуждают реформу системы школьного питания. Поводом стали требования прокуратуры и антимонопольной службы отбирать поставщиков продуктов на конкурсной основе. По мнению ФАС, конкуренция повысит качество услуг, позволит сбить цены и поднимет качество еды в школьных столовых. Другим аргументом участники обсуждений называют снижение затрат городского бюджета на содержание столового оборудования, отданного в пользование бизнесу соглашением директоров школ с поставщиками. В числе предложений по реформированию системы — возвращение поваров и единого меню в школы и самостоятельный отбор поставщиков продуктов. 

Власти Нижнего Новгорода начали обсуждать с общественниками и надзорными органами реформу школьного питания после того, как в УФАС и прокуратуру стали поступать жалобы активистов Общероссийского народного фронта и депутатов городской думы. Напомним, в марте прокуратура внесла главе города Владимиру Панову представление о том, что действующая на протяжении десяти лет бесконкурсная система, когда организацией питания школьников занимались лишь МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ), ООО «Торговый дом „Народный“» и компания «Саюс», противоречит нормам конкуренции. Накануне нижегородское управление ФАС также усмотрело в действующем порядке признаки нарушения закона о конкуренции, потребовав от городской администрации до 6 июля приостановить заключение договоров на организацию питания в школах без проведения торгов и выплату денег законтрактованным организациям.

Как сообщил на вчерашнем брифинге в УФАС глава ведомства Михаил Теодорович, конкурсы необходимы в первую очередь для повышения качества продукции и услуг, которые способна обеспечить лишь конкуренция на рынке. «Конституция гарантирует равный доступ к рыночным возможностям. Поскольку родители платят за питание школьников, возникает денежный поток, к которому участники рынка должны иметь равный доступ. Мы добиваемся того, чтобы школьники и их родители заметили улучшение качества продукции, возможное снижение цены и при этом не испытали каких-либо неудобств», — отметил господин Теодорович. Добавим, что стоимость завтрака в средних школах сейчас составляет 66 руб. в день, обеда — 80 руб., полдника — 30 руб. (в ноябре 2017 года питание подорожало в среднем на 20%).

Сейчас договоры с организаторами питания заключают директора школ, напоминает депутат городской думы Евгений Лазарев, жаловавшийся в антимонопольную службу. «Этим они фактически совершают должностные преступления, поскольку подписывают соглашения в обход Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и получают деньги из городского бюджета за питание льготной категории школьников в обход конкурсов. При этом школьные столовые безвозмездно передаются в пользование бизнесу, который организует там „ларьки“ для школьников, а все затраты на содержание помещений и столового оборудования несет бюджет», — рассуждает господин Лазарев. По его словам, рынок школьного питания в Нижнем Новгороде давно поделен, и вход другим компаниям, например поставщикам питания в высшие учебные заведения, в него «заказан». Депутат уверен и в том, что разное качество еды вызвало ненужную конкуренцию между самими школами, так как родители при выборе школы для ребенка зачастую учитывают этот фактор наряду с качеством образовательных услуг.

В качестве возможного решения в УФАС предложили введение единого меню для всех городских школ. По их мнению, эта инициатива поможет лучше контролировать качество продуктов, а организацию конкурсов в этом случае можно поручить самим учебным заведениям с учетом родительского контроля. «Есть две модели: блюда готовятся централизованно и развозятся по школам либо готовятся в школьных столовых. В маленьких школах может быть реализована первая схема, в больших учебных заведениях с собственным пищеблоком — вторая», — считает господин Теодорович.

Однако для этого, заявляет депутат Лазарев, в школы необходимо вернуть школьных поваров, которые будут самостоятельно готовить еду и следить за качеством продуктов с участием родительских комитетов. «Одно дело, когда приходят полуфабрикаты со склада ЕЦМЗ, неизвестно где переработанные, другое — когда родители учеников сами выбирают поставщика», — считает господин Лазарев. При этом антимонопольщики уверены, что реформирование системы нужно проводить максимально эффективно для всех заинтересованных сторон и внедрять ее уже в новом учебном году.

В департаменте образования Нижнего Новгорода „Ъ“ сообщили, что завершают разработку положения о конкурсе на право организации питания в школах и в июне планируют вынести этот документ на общественное обсуждение. «Мэр города неоднократно проводил встречи и с родителями, и с руководителями профильных структур муниципалитета. Три месяца назад по его поручению создан так называемый родительский контроль из активных родителей, который осуществляет мониторинг ситуации с питанием и вносит свои предложения», — отметили в администрации.

Впрочем, не все учителя считают, что школы должны самостоятельно заниматься организацией питания и контролем качества продуктов, тем более что часто у них нет соответствующих специалистов. По мнению директора школы № 91, депутата городской думы Игоря Богданова, питание школьников должны организовывать городские власти, так же как и закупки учебников, текущий и капитальный ремонты школ. «Учебные заведения должны учить детей, это их основная функция. Не следует перегружать школы решением административных вопросов, нагрузка на коллективы и так большая», — считает господин Богданов.
 
Источник: "Коммерсантъ"

356 просмотров
5 сессии
Комментарии
v300

Катозал
Web-press
PRb2b
Мол и мяс инд

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия