Российские тракторы хотят экспортировать


Как стало известно "Ъ", Минпромторг подготовил проект стратегии развития сельхозмашиностроения с акцентом на развитие экспорта. Согласно документу, к 2030 году выпуск должен вырасти втрое, до 280 млрд руб., а экспорт — более чем в 11 раз, до 93 млрд руб., для чего до 2025 года потребуется бюджетное финансирование в 67,4 млрд руб. Критики проекта считают, что в стратегии не уделяется достаточно внимания производству ключевых компонентов и она нацелена на рост объемов без учета изменений в отрасли — все меньшей роли человека в производстве и эксплуатации сельхозтехники.

Минпромторг подготовил проект стратегии развития сельхозмашиностроения до 2030 года, рассказали "Ъ" в министерстве. В апреле--мае ведомство проведет публичные обсуждения, по результатам которых согласованный документ в июне рассмотрит правительство. Согласно целям стратегии, к 2030 году выпуск сельхозтехники должен вырасти втрое, до 280 млрд руб., в том числе экспортные поставки увеличатся в 11 раз, до 93 млрд руб. против сегодняшних 8 млрд руб.

Стратегия подразумевает три этапа. Первый этап (до 2022 года) — концентрация на внутреннем рынке, стимулирование обновления парка, сохранение объемов выпуска. Предлагается сохранить программу субсидирования (государство компенсирует российским заводам скидки на технику в 15-20%), при этом размер скидки будет постепенно снижаться: так, в 2021 году она не будет превышать 5%. На это потребуется 45 млрд руб., которые позволят дополнительно реализовать техники на 141 млрд руб., считают в Минпромторге. Кроме того, в рамках существующей господдержки и на фоне финансового оздоровления компаний должны активизироваться инвестиции в разработку новых продуктов, модернизацию мощностей и развитие дилерской сети.

В качестве негативных факторов для производителей в проекте стратегии обозначены неразвитая международная дилерская сеть, избыточные расходы на логистику, низкая узнаваемость брендов. Кроме того, росту отрасли препятствует членство России в ВТО и интеграционные процессы ЕАЭС (члены ЕАЭС занимают четверть российского рынка, в некоторых сегментах — порядка половины), которые ограничивают возможности тарифной защиты и прямой поддержки экспорта. По мнению Минпромторга, мешает и доступ иностранных компаний к господдержке, низкий уровень расходов на проведение научных исследований, а также нехватка квалифицированного персонала.

Минпромторг предлагает сосредоточить специальные усилия на развитии компонентной базы, для чего предоставление господдержки должно быть жестко увязано с соблюдением производителями минимального перечня технологических операций. Кроме того, подчеркивается необходимость межотраслевой кооперации по производству универсальных компонентов (светотехника, элементы интерьера и экстерьера, стекла, ремни). При этом государство должно поддерживать разработку компаниями ключевых компонентов, например трансмиссии.

Второй этап (2022-2025 годы) — фокус на экспорте. К 2022 году он должен вырасти втрое, до 24,6 млрд руб., в 2025 году — до 101,5 млрд руб. Такой потенциал, согласно стратегии, станет возможным за счет резкого восстановления мирового рынка (среднегодовой темп роста в 10-15%). Для достижения целей потребуется предоставление дешевых кредитов (по ставке не выше 5-6% годовых) для зарубежных покупателей либо предоставление скидок. На снижение ставок в 2022-2025 годах, по оценке Минпромторга, нужно потратить 18,4 млрд руб. Для финансирования части затрат на НИОКР предлагается выделить 4 млрд руб. господдержки — по 1 млрд руб. ежегодно. При этом должны быть запущены межотраслевые программы в среднем специальном и высшем образовании. На третьем этапе, после 2025 года, госфинансирование должно потребоваться только для выравнивания конкурентных условий по сравнению с зарубежными производителями, рассчитывают в Минпромторге.

Источник "Ъ" в компании, собирающей технику иностранного бренда в РФ, посчитал документ "сырым": так, нет конкретного плана и финансирования для развития ключевых компонентов (двигатель, трансмиссия и мост), нет слов о производственной кооперации. Кроме того, отсутствует видение будущего — снижение участия человека как в производстве, так и в эксплуатации техники, отмечает он. "Если Минпромторг такое утвердит, то распишется в нежелании модернизировать производство и создавать технику мирового уровня",— заявил собеседник "Ъ".

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает целевые индикаторы стратегии "умеренно оптимистичными" и достижимыми при условии достаточной господдержки. По его мнению, драйвером развития может быть не только экспорт (как сейчас указано в стратегии), но и внутренний рынок, так как сейчас в России на единицу площади используется "ничтожно мало" техники. Господин Бабанский считает также, что инвестиции в НИОКР должны быть заложены на более высоком уровне, чтобы не отставать от мировых трендов.

874 просмотра
Меркурий
Комментарии
ATL

Молочная отрасль 18
отчет июнь
растительное молоко

Подпишитесь на нашу рассылку

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия