ВХОД
Введите электронную почту
Неверный пароль

Правительство утвердило Стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 г.


Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в РФ на период до 2030 года. Об этом он сообщил на заседании правительства России, пишет ТАСС.

"Я подписал документ - Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Конечно, наша задача - поддерживать людей, которые хотят развивать свое дело", - сказал премьер, констатировав, что по уровню малого и среднего бизнеса Россия пока отстает от развитых стран.

"Задача стратегии - помочь малому и среднему бизнесу занять большую долю в экономике нашей страны", - пояснил глава правительства.

По словам Медведева, Стратегия, в частности, предполагает "упрощение доступа для малого и среднего бизнеса к деньгам, к инженерным сетям, конечно, снижение административной нагрузки, чем мы с вами постоянно занимаемся, но с переменным успехом скажем прямо".

"Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии", - добавил Медведев, указав среди целей стратегии рост числа занятых в МСБ, увеличение производительности труда и доли обрабатывающих производств. "И нужно поддержать спрос на товары и услуги, в том числе через расширение квоты в закупках государственных компаний", - сказал премьер-министр.

Как указывается на сайте правительства РФ, реализация Стратегии к 2030 году "позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%)". В свою очередь, оборот малых и средних предприятий должен вырасти в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе - в два раза, доля обрабатывающей промышленности в обороте МСБ - до 20%, а доля занятых в этой сфере в общей численности работающих - до 35%.

О производительности труда на малых предприятиях 

В опубликованной Стратегии говорится, что производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ, по оценке Министерства экономического развития, ниже уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза.

В документе отмечается, что вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое и среднее предпринимательство в России - это в первую очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико.

"На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6% общего объема основных средств и 6 - 7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране", - говорится в стратегии.

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. "Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 подпунктов - с 34,2% в 2013 году до 32,4% в 2014 году", - подчеркивается в документе.

В опубликованной стратегии также сообщается, что сегодня малые и средние предприятия - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах страны треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Доля экспорта малого бизнеса в экспорте РФ должна вырасти к 2030 г. в два раза

В Стратегии также указано, что доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ должна вырасти почти в два раза - до 12% в 2030 году с 6,5% в 2015 году. Согласно прогнозам, доля экспорта малого бизнеса в 2018 году должна вырасти до 7%, в 2020 году до 7,5%, в 2025 году до 9%. Прогнозные показатели рассчитаны Федеральной таможенной службой (ФТС) России.

В стратегии отмечается, что доля малого бизнеса в общем объеме экспорта довольно мала по сравнению с другими странами.

"В 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ, по данным ФТС, составила около 6%. В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен - их доля в общем объеме экспорта, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет от 25 до 35%. В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорте продукции еще выше - в Южной Корее около 40%, в Китае - более 50%", - говорится в документе.

Только 4,7% россиян являются начинающими предпринимателями против 13,8% в США

Согласно данным, содержащимся в Стратегии, только 4,7% граждан РФ трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями, при том, что в других странах БРИКС этот показатель существенно выше.

Согласно данным проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства 2014", которые приводятся к документе, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение этого показателя (Бразилия - 17,2%, Китай - 15,5%, Индия - 6,6 %, ЮАР - 7%).

"В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8%", - приводят пример авторы документа.

Кризис оказал негативное воздействие на сектор малого и среднего бизнеса в РФ

Кризисные явления оказали сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства, говорится в опубликованной Стратегии. "Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий", - говорится в документе.

В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Отдельные меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий. "Среди таких мер - отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ и ряд других мер", - следует из стратегии.

Авторы документа также указывают и на нерешенный вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурса для целей развития бизнеса. Так, по данным Банка России, в 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9% при среднемировом уровне в 23%.

К 2030 г. на одну тысячу россиян должно быть 46 предприятий малого бизнеса

В документе значится, что к 2030 году в России число субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения должно вырасти до 46 компаний против 39 в 2015 году. 

Согласно документу, в 2018 году на 1 тыс. россиян должно приходиться 39 предприятий малого и среднего бизнеса, в 2020 году - 40, в 2025 - 44. Прогнозные данные представлены Росстатом и Федеральной налоговой службой (ФНС) России.

Кроме того, должен увеличиться и коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего бизнеса (то есть количество созданных в отчетном периоде малых и средних компаний на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода таких предприятий). Так, в 2018 году в отчетном периоде должно быть создано 16,5 предприятий, в 2020 году -17,5, в 2025 году - 20, в 2030 году - 22,5.

Доля малых предприятий в ВВП РФ к 2030 году должна увеличиться вдвое - до 40%

Главным ориентиром стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза - с  20% до 40%, что будет соответствовать уровню развитых стран. 

"Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 п.п. и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира", - говорится в документе.

К базовым индикаторами достижения указанной цели в 2030 году закладывают увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении), а также  увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении).

Стратегия предусматривает увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20%. Кроме этого, увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35%.

Малый бизнес к 2030 году должен обеспечить 4,25 млн новых рабочих мест

Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом) к 2030 году должен составить 4,25 млн единиц, говорится в материалах стратеги.

В 2018 году прирост рабочих мест малых предприятий должен составить 1,25 млн мест, в 2020 году - 1,75 млн мест, в 2025 году - 3 млн мест. Прогнозные данные подготовлены Росстатом и Минэкономразвития России.

Как отмечается в стратегии, сейчас малые и средние предприятия в РФ - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. 
 

1570 просмотров
Комментарии
ATL
Агровитекс
Kieselmann
Нарезка сыра
Термоформер
Ведомости 16 марта

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
Агроинвестор
Молочная и мясная индустрия 2018
Молочная отрасль 2017
Fresh Food Russia
Агроинвестор
Молочная и мясная индустрия 2018
Молочная отрасль 2017
Fresh Food Russia