«Ведомости»: акционеры «О’кей» хотят продать торговую сеть


Владельцы седьмого по выручке российского ритейлера "О’кей" ведут переговоры о продаже своей доли в сети, сообщили четыре человека, знакомых с участниками переговоров.
 
Среди претендентов – "Ашан", продолжают два собеседника "Ведомостей". Также переговоры ведутся с "Лентой", знают один из собеседников "Ведомостей" и два человека, знакомых с менеджерами и акционерами "О’кей". Один из совладельцев "Ленты" добавляет, что его компания в ближайшее время собирается приобрести крупного российского ритейлера. Его название он не уточнил. Один из собеседников "Ведомостей" в числе претендентов называет и крупнейшего российского ритейлера – "Магнит". Подтвердить это "Ведомостям" не удалось. Представители "О’кей", "Ашана", "Ленты" и "Магнита" отказались от комментариев.
 
Основные акционеры "О’кей" – Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий и Борис Волчек. По данным ритейлера, связанные с ними юрлица контролируют 78,97% компании.
 
"О’кей" начинала бизнес с гипермаркетов. Но уже несколько лет показатели сети стагнируют. Поэтому она стала открывать супермаркеты-дискаунтеры "Да!". В компании сменился топ-менеджмент, а владельцы стали активнее участвовать в управлении бизнесом. Во второй половине 2015 г. "О’кей" продала "Ленте" три недостроенных гипермаркета и три земельных участка. Тогда "О’кей" объясняла это желанием сосредоточиться на приоритетных для нее городах и регионах.
 
Основная причина, по которой акционеры "О’кей" заинтересованы в продаже розничного бизнеса, – необходимость финансировать другие проекты вне ритейла, знает знакомый с ними человек. По данным Forbes, владельцам "О’кей" принадлежат грузинский золотодобытчик Rich Metal Group, а также проекты в девелопменте.
 
На Лондонской бирже "О’кей" вечером 19 декабря стоила $597,3 млн. Это примерно в 6 раз ниже оценки компании при IPO в ноябре 2010 г. – $2,95 млрд.
 
Все кандидаты на покупку "О’кей" могут рассчитывать на существенное улучшение эффективности бизнеса за счет оптимизации логистики и улучшения закупочных условий у поставщиков, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Но наибольшую синергию от сделки могут получить "Лента" и "Ашан", продолжает он: форматы "О’кей" и "Ленты" ближе всего друг к другу. С другой стороны, они могут столкнуться с ограничениями от ФАС на рынке Петербурга, отмечает он.
 
"Поэтому с точки зрения рисков наиболее логичным претендентом выглядит "Ашан": он улучшит позиции в Москве, очень серьезно усилит бизнес в Петербурге и может сам заимствовать какие-либо решения в местном ассортименте у "О’кей", – считает эксперт.

Кроме того, рынок гипермаркетов близок к насыщению, подсчитали в сентябре аналитики "Ренессанс капитала". В ближайшие годы в регионах можно будет открыть всего 353 магазина крупного формата, за исключением Москвы и Петербурга.
 
Открывать с нуля в Петербурге гипермаркеты сейчас практически невозможно и намного дороже покупки действующих магазинов, указывает Бурмистров. Он и старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева допускают, что из-за большой доли "О’кей" на рынке Петербурга сеть может быть продана по частям.
 
Если "О’кей" достанется "Ленте", суммарная доля компаний на рынке Петербурга может превысить разрешенный российским законодательством максимум в 25%. Ранее, когда "Лента" приобрела "К-руоку", директор Центра исследований рыночной среды и эксперт УФАС по Петербургу Дмитрий Даугавет оценивал суммарную долю "Ленты" и "К-руоки" в 16–17%, столько же, по его оценке, составляла и доля "О’кей" по итогам 2015 г.
 
"Лента" в этом году агрессивно наращивала сеть магазинов, за январь – сентябрь она открыла 16 гипермаркетов и 10 супермаркетов. А в конце ноября ритейлер приобрел 11 гипермаркетов "К-руока" у финской Kesko за 11,4 млрд руб. В том же месяце "Лента" отчиталась, что досрочно удвоила торговую площадь более чем до 1 млн кв. м, достигнув стратегической цели, поставленной в ходе IPO в марте 2014 г. Сейчас "Лента" – крупнейшая в России сеть гипермаркетов.
 
По оценке Бурмистрова, в случае объединения сетей "Ленты" и "О’кей" компании придется закрывать или продавать часть гипермаркетов только в Петербурге. В других регионах, по его оценке, суммарная доля двух сетей не превышает 25%.

Меньше всего от возможной сделки выиграет "Магнит", считает Бурмистров: компания сталкивается со сложностями в развитии гипермаркетов и в случае сделки продажи в крупных магазинах "О’кей" резко снизятся.

Источник: "Ведомости"

1714 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Матроскин

ДЗЕН
Аудиториум - 1
Подпишитесь на нашу рассылку
Молочные сессии седьмое заседание


Аналитический центр Milknews
Агроюг
Агрофарм
Агроюг
Агрофарм