Ритейлеры потеряли в бонусах и приготовились к переходу на онлайн-кассы


Российские ритейлеры окончательно смирились с потерей части бонусов и переходят на новые правила игры. До конца года они должны перезаключить договоры с поставщиками, чтобы те соответствовали обновленному закону о торговле.

Уже 1 января 2017 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начнет масштабные проверки торговых сетей на предмет соблюдения законодательства, сообщил ТАСС заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров.

"Мы до 14 марта должны будем представить в правительство анализ по договорной практике в связи с изменившимися нормами закона. Собственно, после Нового года и вплоть до 14 марта мы это и сделаем", - сказал замглавы ФАС. Соответствующее поручение дал вице-премьер Аркадий Дворкович, отметил он.

Поправки к закону "О торговле", ограничивающие совокупный объем выплат ритейлерам, вступили в силу 15 июля. Размер бонусов, которые поставщики выплачивают торговым сетям за продвижение товара ритейлерами, а также за гарантию закупить определенный объем продукции теперь не должен превышать 5% стоимости поставки для вновь заключаемых договоров (ранее - 10%, другие выплаты не регламентировались).

В этот процент входит премия за объем закупки, оплата логистики, рекламы и маркетинга. Кроме того, закон сокращает сроки платы за поставленную продукцию: продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее 8 дней с момента приемки, товары со сроком годности от 10 до 30 дней - не позднее 25 дней, а товары со сроком годности свыше 30 дней, включая российский алкоголь, - не позднее 40 дней.

Крупнейшие российские ритейлеры сообщают, что перезаключили порядка 90% договоров с поставщиками в соответствие с новыми правилами и заверяют, что успеют переподписать все необходимые документы до начала проверок ФАС.

Основным опасением экспертов и игроков рынка во время обсуждения поправок было то, что ритейлеры будут вынуждены компенсировать потери части бонусов ростом цен. Однако торговые сети придумали схемы, которые позволили избежать такого негативного эффекта.

Например, X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") перешла на три варианта "чистой" цены для поставщиков в зависимости от места поставки: самовывоз продукции с предприятий силами ритейлера, доставка производителем товаров на региональный распределительный центр или прямо до магазина.

При этом если поставщик "ставит торговой сети задачи по достижению определенного объема продаж" и готов платить за это предусмотренную законом о торговле премию в размере до 5% от стоимости поставленного товара, это оговаривается отдельно в договоре. Также в рамках все тех же 5% поставщик сможет заказать специальные услуги рекламы своего товара в пространстве магазина по фиксированным ценам, говорили ранее ТАСС в X5 Retail Group.

Перешел на новую модель взаимоотношений с поставщиками и другой крупный ритейлер - "Магнит", следует из материалов компании. В конце июня 2016 года компания ужесточила санкции за нарушение условий поставок, чтобы повысить уровень выполнения заказов. Однако эксперты и игроки рынка связывают это решение с произошедшими изменениями закона о торговле.

Осенью начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев заявлял, что некоторые ритейлеры начали компенсировать свои потери увеличением штрафов для поставщиков за нарушение договора доставки товаров. По его словам, в некоторые случаях штрафы выросли в разы. На этом фоне чиновник призвал ритейлеров не пользоваться обходными лазейками в новом торговом законодательстве. В противном случае Нижегородцев не исключил возможности ужесточения закона о торговле.

Однако замглавы ФАС Кашеваров заявил ТАСС, что ведомство так и не получило официальных жалоб от поставщиков на ритейлеров из-за размеров штрафов. "Пока никого до жалоб не довели. Следим, как будут развиваться события", - сказал он.

Поскольку текст обновленного закона о торговле вызвал разночтения, ФАС выступила с письменными разъяснениями. При этом глава ФАС Игорь Артемьев заявил в интервью ТАСС, что торговые сети могут заменить бонусы, ограниченные 5% согласно поправкам в закон о торговле, скидками при закупке товаров в опте.

Однако один из авторов поправок в закон торговле вице-спикер Госдумы Ирина Яровая считает, что скидка - это способ ритейлеров сохранить прежнюю прибыльность за счет производителей. В связи с этим она попросила региональные мониторинговые группы "Единой России" проверить, не нарушает ли такая схема закон о торговле.

"Мы в своих разъяснениях совершенно четко указали на следующее обстоятельство: если поставщик и ритейлер обо всем договорились до того момента, как товар поставлен в сеть, соответственно, все эти скидки не включаются в пятипроцентный бонус. А если сеть выставляет поставщику какие-то требования постфактум о предоставлении скидок, вот тогда эти скидки будут нами включаться в пятипроцентный бонус", - пояснил ТАСС Кашеваров.

Еще одно нововведение, с которым ритейлерам придется работать в 2017 году, - это онлайн-кассы. Согласно новым правилам, с 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника (ККТ) нового образца должна отправлять электронные версии чеков в Федеральную налоговую службу через операторов фискальных данных (ОФД).

Ритейлерам предоставили возможность поэтапного перехода на кассы нового образца. Так, до 1 февраля 2017 года это можно сделать добровольно, но с 1 июля 2017 года эта мера станет обязательной для всех. Крупные сетевые ритейлеры заявили, что готовы к работе по новым правилам. Однако в декабре Национальная ассоциация сетевой торговли, которая объединяет торговые сети непродовольственного сегмента - одежды, обуви, аксессуаров, обратилась в Минпромторг с просьбой посодействовать в введении отсрочки, поскольку они не успевают отладить работу новой системы. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов направил обращение в Минфин и ФНС с просьбой оказать содействие в решении появившихся проблем, сообщили ТАСС в пресс-службе Минпромторга.

Однако в беседе с ТАСС Евтухов подчеркнул, что эксперимент по внедрению онлайн-касс в четырех субъектах начался более двух лет назад, и все были заранее оповещены о том, что система будет внедрена. "Можно провести аналогию с экспериментом маркировки шуб, где за более короткий срок все отраслевые субъекты были вынуждены и смогли внедрить у себя эту систему. То есть времени на подготовку было более чем достаточно. Но мы предложим нашим коллегам обсудить, какие есть у нас возможности пойти навстречу бизнесу", - отметил Евтухов.

Операторы фискальных данных, в свою очередь, считают, что переход на новые кассовые аппараты пройдет безболезненно. Чтобы работать по новым стандартам, нужно сначала уточнить, возможна ли модернизация ККТ у производителя кассы либо в центре технического обслуживания. Как показывает практика, модернизация возможна более чем в 90% случаев, утверждал ранее ТАСС директор по продукту "Первого ОФД" (АО "ЭСК") Алексей Краснопольский. Модернизация кассового аппарата обойдется примерно в 3-6 тыс. рублей, покупка нового - от 15 тыс. рублей.

Источник: ТАСС
 

1560 просмотров
Комментарии
extenso
Зоетис вебинар

ДЗЕН
БиоСейф

Подпишитесь на нашу рассылку

Россельхоз - гл.2


Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Мол и мяс инд
Молочная Бизнес Академия
Мол и мяс инд