Доходность сетей и поставщиков упала после изменений закона о торговле


Вступившие в июле 2016 года поправки к закону «О торговле» отрицательно сказались на рентабельности 45% розничных сетей и поставщиков. Такой вывод содержится в проекте отчета Минпромторга об эффективности изменений, среди которых установление предельного размера бонуса сетям в 5% от стоимости поставки. Документ разработан в интересах ритейла и части поставщиков, которые пытаются доказать вред госрегулирования, считают производители продуктов.

Минпромторг опубликовал для обсуждения проект отчета об оценке фактического воздействия (ОФВ) ФЗ-273 от 3 июля 2016 года, вводящего ряд поправок в закон «О торговле». Речь идет о документе, который, в частности, ограничил совокупный размер выплат, взимаемых ритейлом с поставщиков, до 5% от цены товара. Сумма должна включать затраты на рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги, а также премию за объем закупки. Кроме того, закон сократил сроки оплаты товаров поставщикам с 10–45 дней до 8–30 дней в зависимости от длительности хранения продукции.

Как говорится в проекте ОФВ, более 80% из 1,5 тыс. поставщиков и представителей торговых сетей назвали эффективность поправок низкой. А для 45% респондентов меры стали причиной роста издержек. Так, уменьшение совокупного размера выплат привело к падению доходности у 17,5% сетей и поставщиков. А из-за снижения сроков оплаты товаров рентабельность упала у 12,2% участников рынка. Борьба с дискриминацией, вроде навязывания контрагентам условий работы и препятствий для доступа на рынок, отрицательно повлияла на доходность 6,7% респондентов. В целом поправки вызвали рост расходов и издержек по всей цепочке, вынудили около 10% поставщиков отказаться от контрактов с сетями и увеличили уровень недобросовестной конкуренции в отрасли на 3,11%, отмечается в ОФВ. В Минпромторге дополнительные комментарии не предоставили.

Заместитель правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов говорит, что среди членов ассоциации 12,5% отрицательно относятся к поправкам, а 47,2% оценивают их как позитивные. Объемы торговли в натуральном выражении действительно упали — это скорее следствие сокращения доходов населения, монетарной политики ЦБ, считает он. По данным Росстата, в 2018 году реальные доходы населения сократились на 0,2%. В первом квартале 2019 года они упали на 2,3% год к году.

По мнению источника “Ъ” в крупной пищевой компании, проект ОФВ отражает мнение крупнейших торговых сетей и части поставщиков. Если раньше продвижение товара оплачивалось после старта продаж, то теперь эти услуги сети включают в скидку, которую требуют сразу, рассказывает он. В результате, указывает собеседник “Ъ”, у части поставщиков возникли трудности со свободным денежным потоком. Кроме того, если до принятия поправок поставщик мог требовать от сети выполнения услуг по продвижению, то при включении их в скидку эта возможность фактически исчезла, добавляет он.

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») переадресовали вопросы “Ъ” в Ассоциацию компаний розничной торговли. Там не смогли предоставить комментарий. В «Магните» и Metro на вопросы “Ъ” не ответили, в Auchan от комментариев отказались.

Собеседник “Ъ” в пищевой компании полагает, что проект ОФВ должен показать, что любые законодательные инициативы по регулированию торговли в принципе вредны. Так, в феврале 2019 года Минпромторг опубликовал новые поправки к закону «О торговле», которые предлагают исключить из совокупного размера бонусов для сетей расходы на логистику. Мера вызвала резкую критику у ряда поставщиков, которые опасались, что это лишит их возможности пользоваться услугами посредников и позволит ритейлу навязывать свою доставку по завышенной стоимости.

Источник: "Коммерсантъ


Ритейл

357 просмотров

Комментарии
extenso
boccard.com

Зоетис вебинар 3
SPACE

Подпишитесь на нашу рассылку

завод продажа


Аналитический центр Milknews
КМК
Неделя РР
КМК
Неделя РР