Эконива семена

РАНХиГС: развитие агрокооперации требует корректировки


Механизм создания региональных центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров, которые формируются Минсельхозом в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», нуждается в корректировке. Об этом говорится в июльском докладе «Мониторинг экономической ситуации в России», подготовленном экспертами РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли.

Так, деятельность центров не всегда ориентирована на нуждающиеся в поддержке группы сельхозпроизводителей, финансирование и размещение центров не учитывает территориальный и уже сложившийся потенциал развития агрокооперации, а многие из тех, кто призваны помогать аграриям в развитии кооперации, сами нуждаются в дополнительном обучении.

Сейчас центры компетенций создаются в 24 российских регионах. Однако при их создании не учитывается потенциал для развития кооперации на конкретной территории, пишут авторы исследования. «Так, в Ростовской области, по материалам переписи 2016 года, в хозяйствах граждан производится 77% товарного молока всего региона. Самый большой потенциал кооперации существует в юго-восточных районах области. На 11 районов области, где в среднем в хозяйстве 4-6 коров, приходится почти 34% всего товарного молока региона. Соответственно там и следует создавать центры компетенции», — указывают аналитики. В соответствии с планом, центры компетенций должны были быть определены к 1 июня 2019 года. «Однако, если проанализировать данные, доступные в сети интернет, из всех субъектов эту задачу выполнили две трети регионов. По трети регионов официальная информация об определении и создании центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации отсутствует», — отмечается в докладе.

Также, по мнению его авторов, из состава субъектов, на которые нацелена работа центров, следует исключить среднее предпринимательство — тех, кто имеет выручку 0,8-2 млрд руб. «Сельскохозяйственные предприятия, выручка которых составляет более 800 млн руб. в год, приобретают средства производства оптом и работают с оптовыми покупателями самостоятельно», — поясняется в исследовании. Также объектами работы центров должны быть и не все малые предприятия: около половины из них являются дочерними компаниями агрохолдингов, утверждается в докладе.

Кроме того, уровень подготовки специалистов центров компетенций сейчас недостаточен. «РАНХиГС провел анкетирование с целью выявления элементарных знаний о кооперативе у сотрудников уже созданных центров компетенций. Агрегированная оценка компетенций сотрудников центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации не превышает 40%», — говорится в публикации. Примерно на таком же уровне находится оценка компетенции сотрудников министерств в сфере сельскохозяйственной кооперации (38%).

Развитие сельхозкооперации ведется в рамках указа президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В соответствии с ними до 2024 года членская база сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) должна увеличиться почти на треть и превысить 500 тыс. человек. Центры компетенций планируется сформировать во всех регионах с равным финансированием.

Пока же развитие сельхозкооперации в России по-прежнему находится в зачаточном состоянии, констатирует гендиректор компании «Объединенные фермеры» Андрей Мельниченко. Так, по его словам, вопрос заключается как в законодательном регулировании деятельности кооперативов, так и в отсутствии доверия между фермерами. «С одной стороны, фермеры не хотят организовывать кооперативы, так как считают вхождение в них рискованным. С другой стороны, на данный момент законодательная база не дает никаких привилегий, а создает кооперативам лишь множество проблем», — сказал «Агроинвестору» Мельниченко. По его словам, возможности кооперативов по привлечению банковского финансирования сильно ограничены действующими нормами залогового обеспечения финансовых организаций, а без привлечения средств на закупку техники, оборудования, удобрений, животных и организацию приемно-распредельных центров деятельность кооперативов фактически ограничена размером ежегодных взносов членов кооперативов. При этом он подчеркнул, что государство не должно напрямую участвовать в создании кооперативов. «Иначе это превратится в колхоз. Ничего в этом плохого нет, но это совсем другая система управления», — добавил он. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России на вопросы «Агроинвестора» не ответила.

По данным Всероссийской сельхозпереписи 2016 года, в России насчитывается 36 тыс. сельхозорганизаций, 24,3 тыс. из которых являются микропредприятиями и малыми предприятиями, а также 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В Нацдокладе по итогам реализации госпрограммы развития АПК Минсельхоз отчитался о создании в СпоК 1,2 тыс. рабочих мест в прошлом году. На поддержку малых форм хозяйствования и сельхозкооперации из федерального бюджета было выделено 11,1 млрд руб. в рамках единой субсидии, из которых 2,6 млрд руб. было направлено непосредственно на поддержку СПоК. Помощь была оказана 213 кооперативам.

Источник: agroinvestor.ru
 

Теги: Россия АПК

1198 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
ДЗЕН кв
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
ИТАПК 29 июля
Сочи 10 сент.
ИТАПК 29 июля
Сочи 10 сент.