«Ъ»: X5 может открывать «Пятерочки» более дешевого сегмента
Падение доходов россиян стимулирует торговые сети продолжать эксперименты с форматами недорогих магазинов. Так, X5 Retail Group задумалась о запуске точек своей сети «Пятерочки» эконом-сегмента с сокращенным ассортиментом, что позволит сократить затраты.
О том, что X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») задумалась о запуске магазинов «Пятерочки» эконом-сегмента, “Ъ” рассказали два источника на розничном рынке. По словам одного из них, речь идет про самостоятельный формат, который будет развиваться параллельно другому пилоту — сети дискаунтеров «Чижик», который X5 апробирует с прошлого года. Такие торговые точки размещают на площади до 250 кв. м, их ассортимент планируется формировать на 60% из товаров собственных торговых марок (СТМ).
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров знает, что в «Пятерочке» эконом-сегмента будет около 3 тыс. товарных позиций. Партнер OneStory Ольга Сумишевская уточняет, что в стандартных «Пятерочках» в среднем 4,5 тыс. наименований. «Более узкий ассортимент в ряде объектов позволит сократить операционные затраты на магазин, что, возможно, позволит обеспечить более низкий уровень цен»,— поясняет госпожа Сумишевская.
В X5 заявили “Ъ”, что не планируют запускать новый проект дискаунтеров, а речь идет про доработку существующих форматов сети «Пятерочка», которые различаются ассортиментом, оборудованием и рассчитаны на разную географию и запросы потребителей. «Более экономичные и более дорогие как по инвестициям, так и по ассортименту»,— рассказывает представитель компании. На 31 марта 2021 года под управлением X5 находилось 17,95 тыс. магазинов, включая 16,96 тыс. точек под брендом «Пятерочка». Выручка компании за первый квартал выросла на 8,1%, до 506,7 млрд руб. год к году, чистая прибыль увеличилась на 90,9%, до 7,63 млрд руб.
Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова указывает, что меньшее количество ассортимента позволяет более продуктивно его выставлять и формировать восприятие низкой цены у товара. По ее мнению, X5 пытается переформатировать те магазины, которые не дотягивают до запланированных финансовых показателей. Задача «Пятерочки» — сохранить покупателя в условиях усиливающейся, в том числе и внутренней, конкуренции, не испортив восприятия своего бренда, уточняет Ольга Сумишевская. По словам госпожи Болотовой, X5 вряд ли планирует в среднесрочной перспективе объединять обновленные «Пятерочки» с проектом «Чижик».
Платежеспособность российского потребителя снижается. По данным Росстата, в первом квартале 2021 года реально располагаемые доходы населения упали на 3,6% к аналогичному периоду годом ранее. По оценкам компании «Ромир», доля предпочитающих покупать недорогие товары потребителей в 2021 году вырастет с 33% до 38%. На фоне кризиса российские торговые сети активно осваивают форматы дискаунтеров. Так, «Магнит» к концу этого года планирует открыть около 100 таких магазинов под вывеской «Моя цена», сеть «Лента» начала тестировать формат под брендом «365+».
По данным 2ГИС, дискаунтеры и «магазины у дома» — единственные растущие форматы в сегменте продаж продуктов питания сегодня. С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года число дискаунтеров в России выросло на 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Крупнейший игрок в сегменте — «Светофор» — управляет более 2,2 тыс. магазинов с ассортиментом до 2 тыс. позиций, а также ведет активную заграничную экспансию под брендом Mere. Объекты уже открыты в Китае, Румынии, Польше, Германии, Испании и др. В Infoline ожидают увеличения доли жестких дискаунтеров на рынке продуктовой розницы в деньгах к 2025 году до 4,5% против 2,7% по итогам 2020 года. Весь оборот рынка за прошлый год Infoline оценивает в 16,3–16,4 трлн руб.
Ритейл