Всемирный банк представил доклад об идее «универсального базового дохода»


Группа экономистов под эгидой группы Всемирного банка выпустила доклад, систематизирующий современное состояние идеи «универсального базового дохода» (УБД). Главные выводы работы: УБД и его аналоги практически реализуемы, как средство усовершенствования «социальной защиты» УБД сложнее и существенно дороже существующих моделей, возможно, идея не имеет большей части приписываемых ей критиками негативных последствий для рынка труда, но проигрывает в эффективности почти всем альтернативам в борьбе с бедностью и не является универсальным способом решения большей части социальных проблем. Практическая реализация УБД при этом выглядит при детальном анализе намного сложнее, чем кажется.

Универсальный базовый доход — одна из самых популярных «больших идей» начала XXI века в мире. Доклад «Универсальный базовый доход: концепция, факты и практика» выпущен командой исследователей, организованной группой Всемирного банка (ВБ) под редакцией четырех экономистов ВБ — Уго Джентилини, Маргарет Грош, Джамеле Риголини и Руслана Емцова. Основной задачей обзора являлась систематизация (в оригинальной «трехмерной» схеме дизайна соцпрограмм, показывающих родственность УБД другим институтам социального государства) данных и работ вокруг этой идеи в разных ее реализациях, анализ пилотных проектов в этой сфере, моделирование в том числе налоговых последствий введения УБД в десяти экономиках мира, включая РФ, и прогноз дальнейшего развития этой идеи.

УБД (в России концепция, предполагающая равные денежные выплаты всем членам общества в объеме, сопоставимом с расходами на условный «базовый» уровень потребления, более известен как «безусловный базовый доход», ББД), несмотря на его ауру «нового» социального решения, является чрезвычайно старой идеей (авторы относят его появление к «по крайней мере XVII веку»), активность его обсуждения с конца XX века связывается с кризисом социальной политики в ряде крупных экономик, хотя «пилоты» УБД в том или ином виде начаты ранее 1970-х годов: работа систематизирует 36 подобных проектов по типам. Два крупнейших эксперимента по введению УБД в национальном масштабе известны в основном специалистам. Это опыт Монголии, с 2010 года вводившей де-факто УБД через универсализацию детских пособий. Программа стартовала с декларации выплат около $89 на гражданина в месяц, на финише программы выплаты составляли $7–17, ее реализация увеличила госдолг Монголии с 31% ВВП до 48%, сократила бедность в стране на треть и потеряла в 2012 году политическую поддержку. Кроме того, это опыт Ирана 2010–2015 годов, 92% населения которого по схеме замены субсидий на потребление денежными выплатами в 29% медианного дохода получали на старте около $400 в месяц на домохозяйство — программа была свернута из-за макроэкономической дестабилизации и невозможности правительства Ирана индексировать УБД (он потерял 80% покупательной способности), а также санкций.

Анализ доклада покрывает гораздо более широкий спектр программ этого типа, в том числе программы минимального гарантированного дохода (МГД) — компенсирующих доплат к доходам домохозяйства ниже порогового значения (пример — программа «Ди Бао» в КНР, программы борьбы с бедностью в Закавказье и Турции).

Как констатируют авторы доклада, в отношении проектов УБД, в отличие от МГД, предположения о «дестимулировании труда» в целом не подтверждаются. Моделирование же введения УБД авторами показывает, что предложенная схема в среднем на 60% менее эффективна в борьбе с бедностью, чем существующие программы. Авторы не исключают политической осуществимости УБД, констатируя лишь очень большие сложности как с общественной поддержкой таких реформ (они в этом плане существенно сложнее, чем кажутся), так и с конфигурацией налогового бремени для их финансирования. Универсальности в решении соцпроблем от УБД, как показывают авторы, ждать нельзя: часть проблем эта схема в теории решает, часть, напротив, усугубляет. «Нейтральный» (не сопровождающийся резким ростом налогового перераспределения) УБД возможен лишь в относительно богатых странах (в том числе в России). В целом УБД плохо совместим с существующими политическими и бюджетными моделями, хотя, как полагают авторы ВБ, пик интереса и числа «пилотов» УБД в мире явно не пройдет, во многом именно это причина того, почему «безусловного дохода» нет сейчас ни в одной стране мира.

Источник: "Коммерсантъ"

доходы

1236 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН

Комментарии
extenso
Кизель МОЙКА
MEET

топ 20
Подпишитесь на нашу рассылку
РСХБ


Аналитический центр Milknews
АГРОС 21
SmartAgroProm
АГРОС 21
SmartAgroProm