Максим Новиков Фискальные меры не приводят к уменьшению потребления сахара


Минздрав РФ подготовил очередную редакцию проекта «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков озвучил официальную позицию индустрии касательно новой редакции проекта и рассказал о том, чем она не устраивает представителей отрасли.

 
«Мы видим, что в новой версии стратегии ЗОЖ Минздрава не учтены комментарии и замечания, которые представители индустрии направляли к предыдущей версии документа. Не совсем понятно, зачем устраивать публичные слушания в Общественной палате и РСПП, если мнение экспертов для авторов стратегии несущественно.
 
В очередной версии документа мы видим незначительные стилистические изменения, которые не меняют суть ключевых для пищевой промышленности вопросов. В частности, авторы стратегии усилили акцент на фискальных мерах в отношении индустрии безалкогольных напитков. Таким образом, можно констатировать, что неоднократно излагаемые аргументы бизнес-сообщества Минздравом услышаны не были. Мы неоднократно заявляли, что стратегические документы должны отражать системный подход, включающий комплекс целей и задач, видение направлений работы. В новой редакции предлагаются меры, представляющие негативные социально-экономические последствия, в том числе - для продовольственной безопасности страны.
 
Мы комментировали терминологическую точность документа в предыдущих версиях. С нашей точки зрения, употребление специалистами Минздрава обывательских определений, не имеющих правовой и технологической основы, выглядит непрофессионально и провокационно. Попытка дать определение понятию «пищевая продукция для здорового питания» оформлена в виде сноски и содержит все те же размытые формулировки, которые мы видели в предыдущих версиях стратегии, и не содержит критериев “здорового” и “нездорового”. С профессиональной точки зрения, формулирование таких критериев крайне затруднительно. В аналогичных документах ЕС и ВОЗ в подобных случаях говорят о полноценной и сбалансированной диете. 
 
Хотелось бы разговаривать с коллегами из Минздрава на языке фактов и цифр, а не пытаться угадать, что они имели в виду. «Сладкие напитки», «высокое содержание» различных пищевых элементов, «здоровое» и нездоровое питание – в этих так называемых терминах мы не обнаружили конкретики, подкрепленной научными исследованиями и ссылками на действующие регламенты индустрии. Если какой-либо продукт считается «нездоровым», необходимо доказательное обоснование. Для пищевой индустрии аргументы должны сопровождаться конкретными примерами и практикой других стран. Если практика не наработана, необходимо исследование. В отсутствие таких материалов рассуждения носят умозрительный характер и не могут стать основной для разработки ограничительных мер, системно влияющих на индустрию.
 
Предлагаемые фискальные меры в части ужесточения требований к участникам рынка БАН свидетельствуют о тенденции подмены кропотливой образовательной работы, популистскими и легко реализуемыми запретительными мерами. При этом, фискальные меры не приводят к уменьшению потребления сахара и негарантируют «оздоровительный» эффект: практика зарубежных стран это доказывает. Международный опыт подтверждает, что данная мера способствует сокращению употребления сахаросодержащих продуктов подакцизных категорий в пределах 3-5%, однако уровень потребления сахара может оставаться неизменным из-за эффекта замещения более дешевыми продуктами. Таким образом, точечный спад в потребительской активности провоцируется не ориентацией населения на ЗОЖ, а ростом цен на подакцизную продукцию. После введения подобного акциза в Дании рынок заполнила аналогичная продукция из других стран Европы, где акциза нет. В результате правительство страны подсчитало, что ежегодно бюджет теряет около 40 млн евро из-за недополучения НДС 
 
Наряду с введением акцизов в рамках стратегии ЗОЖ Минздравом предлагается пакет мер, негативный эффект, который отразится не только на индустрии БАН, но и на пищевой промышленности России в целом. С нашей точки зрения, данные меры (акцизы, дополнительная маркировка, ограничения в маркетинге) разработаны на антинаучной основе и без учета уже предпринятых индустрией усилий в формате саморегулирования. В ежедневном рационе россиянина БАН составляют менее 2%, уровень потребления сахаросодержащих безалкогольных напитков является одним из самых низких в Европе. Между тем, сторонники акциза не обладают данными, подтверждающими вред употребления отдельных категорий сахаросодержащей продукции для организма человека.
 
Мы считаем необходимым переформулировать базовый подход проекта Стратегии. Во-первых, необходимо предусмотреть поддержку и стимулирующие меры для пищевой индустрии, отказавшись от прямых запретов и ограничений. Во-вторых, описать эти меры, которые помогут участникам рынка масштабировать практики саморегулирования в производстве и продвижении продуктов питания и напитков".
 
 

5617 просмотров

Также рекомендуем:


MN В FB

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
0 -
extenso
13 съезд союзмолоко
где маржа 10.02
ВИДЕО 5 мин
Упаковка до 28.01
ТЕЛЕГА
МО 2021
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
Новое Будущее


Аналитический центр Milknews
АГРО САММИТ 17 февраля
АГРОС 27 января
АГРО САММИТ 17 февраля
АГРОС 27 января