Максим Новиков Фискальные меры не приводят к уменьшению потребления сахара
Минздрав РФ подготовил очередную редакцию проекта «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков озвучил официальную позицию индустрии касательно новой редакции проекта и рассказал о том, чем она не устраивает представителей отрасли.
«Мы видим, что в новой версии стратегии ЗОЖ Минздрава не учтены комментарии и замечания, которые представители индустрии направляли к предыдущей версии документа. Не совсем понятно, зачем устраивать публичные слушания в Общественной палате и РСПП, если мнение экспертов для авторов стратегии несущественно.
В очередной версии документа мы видим незначительные стилистические изменения, которые не меняют суть ключевых для пищевой промышленности вопросов. В частности, авторы стратегии усилили акцент на фискальных мерах в отношении индустрии безалкогольных напитков. Таким образом, можно констатировать, что неоднократно излагаемые аргументы бизнес-сообщества Минздравом услышаны не были. Мы неоднократно заявляли, что стратегические документы должны отражать системный подход, включающий комплекс целей и задач, видение направлений работы. В новой редакции предлагаются меры, представляющие негативные социально-экономические последствия, в том числе - для продовольственной безопасности страны.
Мы комментировали терминологическую точность документа в предыдущих версиях. С нашей точки зрения, употребление специалистами Минздрава обывательских определений, не имеющих правовой и технологической основы, выглядит непрофессионально и провокационно. Попытка дать определение понятию «пищевая продукция для здорового питания» оформлена в виде сноски и содержит все те же размытые формулировки, которые мы видели в предыдущих версиях стратегии, и не содержит критериев “здорового” и “нездорового”. С профессиональной точки зрения, формулирование таких критериев крайне затруднительно. В аналогичных документах ЕС и ВОЗ в подобных случаях говорят о полноценной и сбалансированной диете.
Хотелось бы разговаривать с коллегами из Минздрава на языке фактов и цифр, а не пытаться угадать, что они имели в виду. «Сладкие напитки», «высокое содержание» различных пищевых элементов, «здоровое» и нездоровое питание – в этих так называемых терминах мы не обнаружили конкретики, подкрепленной научными исследованиями и ссылками на действующие регламенты индустрии. Если какой-либо продукт считается «нездоровым», необходимо доказательное обоснование. Для пищевой индустрии аргументы должны сопровождаться конкретными примерами и практикой других стран. Если практика не наработана, необходимо исследование. В отсутствие таких материалов рассуждения носят умозрительный характер и не могут стать основной для разработки ограничительных мер, системно влияющих на индустрию.
Предлагаемые фискальные меры в части ужесточения требований к участникам рынка БАН свидетельствуют о тенденции подмены кропотливой образовательной работы, популистскими и легко реализуемыми запретительными мерами. При этом, фискальные меры не приводят к уменьшению потребления сахара и негарантируют «оздоровительный» эффект: практика зарубежных стран это доказывает. Международный опыт подтверждает, что данная мера способствует сокращению употребления сахаросодержащих продуктов подакцизных категорий в пределах 3-5%, однако уровень потребления сахара может оставаться неизменным из-за эффекта замещения более дешевыми продуктами. Таким образом, точечный спад в потребительской активности провоцируется не ориентацией населения на ЗОЖ, а ростом цен на подакцизную продукцию. После введения подобного акциза в Дании рынок заполнила аналогичная продукция из других стран Европы, где акциза нет. В результате правительство страны подсчитало, что ежегодно бюджет теряет около 40 млн евро из-за недополучения НДС
Наряду с введением акцизов в рамках стратегии ЗОЖ Минздравом предлагается пакет мер, негативный эффект, который отразится не только на индустрии БАН, но и на пищевой промышленности России в целом. С нашей точки зрения, данные меры (акцизы, дополнительная маркировка, ограничения в маркетинге) разработаны на антинаучной основе и без учета уже предпринятых индустрией усилий в формате саморегулирования. В ежедневном рационе россиянина БАН составляют менее 2%, уровень потребления сахаросодержащих безалкогольных напитков является одним из самых низких в Европе. Между тем, сторонники акциза не обладают данными, подтверждающими вред употребления отдельных категорий сахаросодержащей продукции для организма человека.
Мы считаем необходимым переформулировать базовый подход проекта Стратегии. Во-первых, необходимо предусмотреть поддержку и стимулирующие меры для пищевой индустрии, отказавшись от прямых запретов и ограничений. Во-вторых, описать эти меры, которые помогут участникам рынка масштабировать практики саморегулирования в производстве и продвижении продуктов питания и напитков".