компоненты

Артем Белов, Союзмолоко Рост цен на молочную продукцию в 2024 году не превысит продинфляцию


Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов в интервью в студии ТАСС в Координационном центре правительства на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ рассказал об итогах 2023 года для молочной отрасли, перспективах экспорта, локализации упаковки и ценовых прогнозах на 2024 год.

ТАСС: Расскажите, пожалуйста, как закончился 2023 год для молочной отрасли?

А. Белов: В целом 2023 год закончился позитивно. Несмотря на то, что экономика последние годы сталкивалась с очень серьезными вызовами, индустрия развивалась достаточно устойчиво.

В 2023 году отрасль сохранила инвестиционную привлекательность - в переработку молока было вложено более 60 млрд рублей, объем инвестиций в сырьевой сектор составил более 100 млрд рублей. Это очень хороший результат. Сохранилась тенденция прироста производства, как в сырьевом секторе, так и в переработке - темпы составили около 4%.

При этом 2023 год характеризовался новой тенденцией, связанной с ростом потребления. В прошлом году рост реальных располагаемых доходов населения составил около 6%. Такого роста не было в России на протяжении последних 10 лет. И, конечно же, это не могло не сказаться на потреблении, в том числе молочных продуктов. По итогам прошлого года рост потребления молочных продуктов составил примерно 5%. И это один из главных трендов 2024 года.

Прошлый год был прорывным для молочной отрасли и в плане экспорта. Мы очень серьезно нарастили объемы поставок, причем не только в страны постсоветского пространства, но и в страны дальнего зарубежья. Впервые  в значимых объемах начали вывозить сухие молочные продукты.

В индустрии была сохранена доходность, поэтому можно констатировать, что 2023 год, по крайней мере, его окончание, характеризовалось стабилизацией ситуации на молочном рынке. Рынок пришел в баланс, и это хорошая основа для того, чтобы индустрия развивалась дальше.

ТАСС: Расскажите, на каком месте сейчас находится Россия среди экспортеров молочной продукции в мире? В какие страны мы поставляем молочную продукцию и каковы прогнозы по экспорту в этом году?

А. Белов: Россия входит в ТОП-15 экспортеров молочной продукции, наша страна входит в ТОП-5 крупнейших производителей сырого молока, занимает третье место в мире по объему производства сыров и творога, входит в пятерку по производству сливочного масла, в десятку – по производству сухого молока. Из этого можно сделать вывод, что потенциал, который есть у молочной индустрии с точки зрения экспорта, далеко не капитализирован. И это создает очень хорошие возможности для дальнейшего развития.

По итогам 2023 года экспорт молочной продукции из России составил примерно $0,5 млрд. То есть каждый 25-й литр молока, который был произведен в России, был экспортирован.

Основными покупателями российской молочной продукции в 2023 году среди стран постсоветского пространства стали Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Армения, Азербайджан и Киргизия, среди стран дальнего зарубежье - Китай. Также в конце прошлого года - начале текущего года у нас пошли первые поставки в Северную Африку, в Алжир. А Алжир второй по объемам импорта рынок после Китая.

Если 2 года назад соотношение поставок в страны постсоветского пространства и дальнего зарубежья были примерно 1 к 10, то сейчас это 1 к 5. Динамика здесь очевидно позитивная. Мы больше стали поставлять на мировой рынок.

Планы по экспорту сейчас очень амбициозные. Бизнес чуть более консервативно пока подходит к оценкам. Как минимум мы рассчитываем на то, что в текущем году на 15-20% увеличится объем экспорта. И что важно, рассчитываю, что изменение структуры экспорта, увеличение экспорта на рынок дальнего зарубежья, сохранится. Доля этих стран будет увеличиваться.

ТАСС: Как в настоящее время проходит локализация упаковки для молочной продукции и чего нам не хватает в этом отношении?

А. Белов: Уже в 2022 году вся упаковка для молочной продукции, которая использовалась в стране, производилась на территории России. Мы очень мало импортировали, практически ничего, за исключением каких-то уникальных видов упаковки, не массовых. Другой вопрос, что сырье для производства этой упаковки в значительной степени импортировали, например, картон и пищевые краски.

Сейчас можно сказать, что в принципе, мы можем себя полностью обеспечить упаковкой. У нас достаточно производственных мощностей для производства готового продукта и для производства сырья для упаковки.

Кончено, период турбулентности, который начался в 2022 году и продолжался примерно год, не мог не сказаться на рынке. И сейчас целый ряд видов упаковки мы импортируем, в том числе из Китая. Но тренд очевиден – мы должны поддерживать локальных производителей. Надеюсь, что российские производители упаковки будут наращивать долю на рынке, потому что мощностей у нас достаточно.

ТАСС: Расскажите про производство молочной продукции в нашей стране. Сколько было произведено в прошлом году и какие планы на текущий год?

А. Белов: Молочная индустрия растет устойчиво, как в сегменте производства, так и в сегменте переработки молока. В последние 10 лет средний прирост производства товарного молока составлял порядка 3%. В прошлом году эти цифры были выше и составили порядка 4%. И все это молоко было в России переработано.

И здесь есть несколько важных трендов, во-первых, это тренд импортозамещения. Уровень самообеспеченности молочными продуктами за последние годы вырос практически на 10% - до 86%. При этом мы с Белоруссией полностью обеспечиваем себя молоком и молочной продукцией, что создает хорошие возможности для экспорта.

И второй тренд в том, что индустрия в целом меняет парадигму своего развития на экспортоориентированную. Будет рост внутреннего рынка, будет меняться структура потребления.

Мы рассчитываем, что в 2024 году ключевым драйвером рынка будет рост внутреннего потребления порядка 3%, который будет обеспечен ростом производства порядка 4%. Думаю, что рынок будет в балансе, потребление будет расти, и это хорошие предпосылки для того, чтобы обеспечить доходность для бизнеса и обеспечить население качественными и доступными молочными продуктами.

В перспективе через четыре-пять лет мы сможем полностью обеспечить себя молочной продукцией за счет отечественного производства.

ТАСС: Сколько составил импорт молочной продукции в прошлом году, и какие страны были основными поставщиками?

В 2023 году импорт составлял около 14% от всего объема потребления молочной продукции, при этом практически на 100% его закрывала Белоруссия. Были небольшие поставки из Сербии, Аргентины и Уругвая. Но в целом порядка 90% импорта обеспечивает Белоруссия.

В текущем году, я думаю, импорт останется относительно стабильным. Предпосылок для того, что он будет расти, нет. Более того, возможно, он будет даже немного снижаться.

ТАСС: В последнее время наблюдается рост интереса потребителей к растительным напиткам. Повлияла ли эта тенденция на молочную отрасль?

А. Белов: Не совсем корректно сравнивать альтернативные продукты с молочными, потому что это абсолютно разные продукты и с точки зрения своего состава, и с точки зрения органолептики. Да, этот продукт востребован, но говорить о том, что альтернативные продукты являются заменой, - это как минимум серьезное преувеличение. При этом, конечно же, это очень интересная категория продуктов. Говорить о том, что здесь есть какая-то серьезная конкуренция, мне, честно говоря, кажется это некоторым преувеличением.

Рынок молочной продукции в розничных ценах приближается к 3 трлн рублей, в то время как емкость рынка всех альтернативных продуктов составляет около 10 млрд рублей. Да, этот рынок рос достаточно активно до 2022 года, показывал двузначные темпы роста. Скорее всего, этот сегмент продолжит расти, пусть и гораздо меньшими темпами, чем мы наблюдали в последние годы, потому что мы сейчас видим эту затухающую тенденцию.

ТАСС: Как вы можете оценить динамику цен на молочную продукцию в прошлом году?

А. Белов: Молочная индустрия в прошлом году была дефлятором продовольственной инфляции. При росте продовольственной инфляции примерно на 9% в прошлом году в среднем рост цены на молочную категорию год к году составил 2,5%.

Несмотря на то, что в прошлом году цены практически не росли, росла себестоимость. Наверное, в 2024 году будет определенная позитивная динамика с точки зрения цены, потому что необходимо восстанавливать доходность, которая обеспечит дальнейшее устойчивое развитие сектора. Но я не ожидаю, что в этом году мы увидим рост цен выше, чем средняя продовольственная инфляция.

В январе - апреле 2024 года цены на молочную продукцию в стране растут гораздо более низкими темпами, чем темпы роста продовольственной инфляции.

1715588766

2971 просмотр

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы