Артем Белов, Союзмолоко Мы видим тенденции к тому, что в 2022 году рост себестоимости производства молока продолжится
Газета «Известия» сообщила, что компании PepsiCo и «Вимм-Билль-Данн» уведомили ритейлеров о повышении отпускных цен на свою продукцию с конца марта — начала апреля в связи с изменением курса валют. Все товары брендов могут в среднем подорожать на 19% и 13,7% соответственно. О том, почему производители молочной продукции вынуждены поднимать цены, Milknews рассказал генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.
Есть объективные факторы, которые влияют на себестоимость - курс валют, ключевая ставка, и мы, к сожалению, никак не можем это изменить. Особенно чувствительна к изменению курса статья затрат на упаковочные материалы. Здесь доля импортной упаковки и сырья для нее была довольно существенной.
Сейчас совместно с бизнесом мы анализируем, что будет происходить с себестоимостью, и занимаемся проработкой инструментов, которые могут снизить давление на бизнес. Пока мы видим риски, связанные с разрывом логистических цепочек и ограничением поставок компонентов и оборудования для пищевой индустрии, ищем варианты купирования рисков.
Что касается молочной индустрии, то в 2021 году мы наблюдали серьезный рост себестоимости как в сырье, так и в готовой продукции. В среднем себестоимость производства литра молока выросла за 2021 год на 15-16%. Серьезно увеличилась себестоимость и в части переработки – на 14-16% в зависимости от категории молочной продукции. При этом рост себестоимости не компенсируется ростом цены на полке и на ферме.
Молоко и молочная продукция относятся к социально-значимой категории товаров, и производителю не так просто переложить рост себестоимости продукции в цену на полке, особенно в условиях сокращения реально располагаемых доходов населения. К сожалению, мы видим тенденции, ведущие к тому, что в 2022 году рост себестоимости производства молока продолжится.
Продолжается повышение цен на дизельное топливо и высокоэнергетические корма, дополнительными сквозными фактором повышения затрат остаются инфляционные процессы в экономике и слабый рубль. Производители до текущего момента предпочитали жертвовать своей рентабельностью, но сохранять потребление, однако в этом году у многих закончился этот буфер, и эта ситуация будет неизбежно оказывать давление на цены.
В части госрегулирования есть блок социально значимых товаров, по которым и сети, и производители имеют минимальную маржу и готовы сдерживать цены на полках. Мы не прогнозируем, что здесь могут быть резкие скачки и необоснованные повышения.