Артем Белов, Союзмолоко На уровень потребления молочной продукции влияет высокая закредитованность населения
В ходе прошедшей в рамках выставки Агрос-2021 пленарной сессии «Повышение эффективности животноводства: опыт лучших предприятий России» генеральный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал о том, как обстоят дела с потреблением молочной продукции в стране и о том, какие факторы на него влияют. А также указал на риски, с которыми сегодня сталкивается молочная отрасль.
Несмотря на пандемию коронавируса, по итогам 2020 года мы увидели некоторый рост потребления молочной продукции. Однако рассчитывать на то, что данный тренд сохранится в 2021 году, увы, не приходится - с точки зрения спроса нас ждёт очень непростая ситуация. Реальные располагаемые доходы населения снижаются, и, скорее всего, этот фактор приведет к тому, что мы увидим как минимум стагнацию потребления, а может быть даже некоторое снижение.
Среди факторов, которые будут способствовать тому, что стагнация потребления может растянуться не только на 2021-й, но и на 2022-й год можно назвать не только падение реально располагаемых доходов, но и уровень закредитованности населения. За прошедший год доля расходов среднего россиянина на обеспечение кредитов увеличилась с 9% до 11%, то есть практически на 2 процентных пункта. Это очень серьезный фактор, который будет влиять на потребление не только в 2021 году, но и в последующие годы.
Закредитованность растет, доходы падают – сейчас они находятся примерно на уровне минус 10% от 2013-2014 годов. Это, безусловно, не очень хорошая ситуация для дальнейшего роста спроса, хотя в целом потенциал увеличения потребления молока и молочной продукции в России достаточно высок, Потребление в настоящий момент превышает чуть больше 200 кг на душу населения при рекомендованных медицинских нормах около 330.
В России достаточно значительный потенциал роста потребления сыров. Сейчас мы сейчас потребляем около 4,5-5 кг сыров на душу населения, а в Европе этот показатель составляет порядка 15 кг на душу населения.
Что касается ключевых рисков, с которыми в настоящий момент сталкивается молочная индустрия, то сейчас мы находимся в ситуации диспропорции ценовых ножниц - cтагнирующий спрос, нерастущая цена и растущая себестоимость. Мы наблюдаем очень серьёзный рост себестоимости, который при этом не компенсируется ростом цены ни на сырое молоко, ни на готовую продукцию. В среднем цена на молочные продукты выросла за год чуть больше чем на 3,5% при среднем росте цен на продовольствие около 8%, то есть в прошлом году рост цен был примерно в 2,5 раза ниже, чем уровень продовольственной инфляции.
Очень похожая ситуация наблюдалась в сырьё. По нашим оценкам средняя цена на сырое молоко за прошлый год выросла примерно на 4%, то есть темпы роста были очень невысокие, и мы находились на уровне ниже инфляции. При этом мы наблюдали в прошлом году очень серьёзный рост себестоимости и в производстве молока, и в переработке.
За прошлый год себестоимость в сырье выросла примерно на 18%. Очень серьёзно выросли цены на белковые корма, упаковку, электроэнергию, минеральные удобрения и на все остальные составляющие себестоимости, которые связаны, в том числе, с валютной составляющей.
Похожая ситуация наблюдалась в переработке. Здесь мы увидели достаточно серьезный рост себестоимости - от 5 до 7% в зависимости от категории.
Все это очень серьёзно может повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли и готовность производителей сельхозтоваров, фермеров и инвесторов заниматься данным бизнесом.