Эконива семена

Артем Белов, Союзмолоко На уровень потребления молочной продукции влияет высокая закредитованность населения


В ходе прошедшей в рамках выставки Агрос-2021 пленарной сессии «Повышение эффективности животноводства: опыт лучших предприятий России» генеральный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал о том, как обстоят дела с потреблением молочной продукции в стране и о том, какие факторы на него влияют. А также указал на риски, с которыми сегодня сталкивается молочная отрасль.
 

Несмотря на пандемию коронавируса, по итогам 2020 года мы увидели некоторый рост потребления молочной продукции. Однако рассчитывать на то, что данный тренд сохранится в 2021 году, увы, не приходится - с точки зрения спроса нас ждёт очень непростая ситуация. Реальные располагаемые доходы населения снижаются, и, скорее всего, этот фактор приведет к тому, что мы увидим как минимум стагнацию потребления, а может быть даже некоторое снижение.
 
Среди факторов, которые будут способствовать тому, что стагнация потребления может растянуться не только на 2021-й, но и на 2022-й год можно назвать не только падение реально располагаемых доходов,  но и уровень закредитованности населения. За прошедший год доля расходов среднего россиянина на обеспечение кредитов увеличилась с 9% до 11%, то есть практически на 2 процентных пункта. Это очень серьезный фактор, который будет влиять на потребление не только в 2021 году, но и в последующие годы.
 
Закредитованность растет, доходы падают – сейчас они находятся примерно на уровне минус 10% от 2013-2014 годов. Это, безусловно, не очень хорошая ситуация для дальнейшего роста спроса, хотя в целом потенциал увеличения потребления молока и молочной продукции в России достаточно высок, Потребление в настоящий момент превышает чуть больше 200 кг на душу населения при рекомендованных медицинских нормах около 330.
 
В России достаточно значительный потенциал роста потребления сыров. Сейчас мы сейчас потребляем около 4,5-5 кг сыров на душу населения, а в Европе этот показатель составляет порядка 15 кг на душу населения.
 
Что касается ключевых рисков, с которыми в настоящий момент сталкивается молочная индустрия, то сейчас мы находимся в ситуации диспропорции ценовых ножниц - cтагнирующий спрос, нерастущая цена и растущая себестоимость. Мы наблюдаем очень серьёзный рост себестоимости, который при этом не компенсируется ростом цены ни на сырое молоко, ни на готовую продукцию. В среднем цена на молочные продукты выросла за год чуть больше чем на 3,5% при среднем росте цен на продовольствие около 8%, то есть в прошлом году рост цен был примерно в 2,5 раза ниже, чем уровень продовольственной инфляции. 
 
Очень похожая ситуация наблюдалась в сырьё. По нашим оценкам средняя цена на сырое молоко за прошлый год выросла примерно на 4%, то есть темпы роста были очень невысокие, и мы находились на уровне ниже инфляции. При этом мы наблюдали в прошлом году очень серьёзный рост себестоимости и в производстве молока, и в переработке.
 
За прошлый год себестоимость в сырье выросла примерно на 18%. Очень серьёзно выросли цены на белковые корма, упаковку, электроэнергию, минеральные удобрения и на все остальные составляющие себестоимости, которые связаны, в том числе, с валютной составляющей. 
 
Похожая ситуация наблюдалась в переработке. Здесь мы увидели достаточно серьезный рост себестоимости - от 5 до 7% в зависимости от категории. 
 
Все это очень серьёзно может повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли и готовность производителей сельхозтоваров, фермеров и инвесторов заниматься данным бизнесом. 
 

5335 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
ЮТЮБ
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
Рейтинг производителей


Аналитический центр Milknews
Распаковка
intekprom
Распаковка
intekprom