Даниил Бобков, Союзмолоко Перед тем, как вводить штрафы за выбросы парниковых газов, нужно дать бизнесу переходный период
На днях стало известно, что Минэкономразвития России подготовило систему штрафов для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов. Предполагается штрафовать компании за непредоставление, нарушение порядка отчетности и искажение информации в документах о выбросах. Инициативу министерства прокомментировал Milknews менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Союзмолоко Даниил Бобков.
Предложенные поправки в КоАП имеют несколько интересных особенностей. Во-первых, предлагается усиливать ответственность за повторное правонарушение – такая мера неоднократно встречается по различным составам в действующей редакции КоАП, однако сам термин «повторное правонарушение» четко регламентирован статьей 4.6 Кодекса. Чтобы нарушение считалось повторным, оно должно быть совершено в пределах годового срока после вступления в силу постановления надзорного органа. Альтернативный вариант – срок, в пределах которого нарушение считается повторным, отсчитывается с даты уплата административного штрафа и заканчивается спустя год после вступления в силу постановления. В любом случае, такой механизм сложно применить к отчетности, которую нужно подавать ежегодно.
Во-вторых, предлагается некоторое усиление ответственности за представление отчетности не в полном объеме по сравнению с непредставлением отчетности вообще. Подобный подход может мотивировать регулируемые организации затягивать предоставление отчетности, стремясь избежать усиленной санкции за «неполноту» информации. В целом представляется разумным вводить более серьезную ответственность за игнорирование обязательного требования, и менее серьезную – за случайные технические ошибки, неизбежные на первых этапах введения нового регулирования.
В целом же штрафы намного превышают аналогичные в других статьях КоАП, посвященных экологическим требованиям. Это также вызывает вопросы, учитывая, что непредставление или ошибки в климатической отчетности как таковые не приводят к ухудшению качества продукции, ее безопасности для потребителей, а также не связано с выполнением других требований, в частности налоговых.
Наконец, в законопроекте не указаны сроки его вступления в силу – целесообразно перед введением санкций предоставить бизнесу возможность выполнить требования в течение переходного периода, а затем, исходя из складывающегося опыта, предусматривать ответственность за нарушения.