Лилия Абдуллина, АМП «Дамол» Конкуренция на рынке молокопереработки ужесточилась, не все справляются с трудностями
Большинство игроков молочного рынка отмечают, что 2022 год стал для бизнеса самым тяжелым за последние несколько десятилетий. Удалось ли справиться с экономическими вызовами, какие решения были найдены и каковы прогнозы на будущее, Milknews рассказала пресс-секретарь АМП «Дамол» Лилия Абдуллина.
Milknews: С какими итогами вы подходите к концу сложного 2022 года. Какие проблемы удалось решить (логистика, упаковка, ингредиенты), а какие еще остаются актуальными?
Л. Абдуллина: АМП «Дамол» вполне успешно заканчивает год. Мы справились со всеми экономическими вызовами этого периода. Минувшей весной предприятия ассоциации, как и многие российские молокопроизводители, столкнулось с дефицитом некоторых видов европейских упаковочных материалов для фасовки молока и молочной продукции. В каждом конкретном случае решали проблемы, исходя из ситуации.
По каким-то материалам увеличили запасы на складах, где-то нашли альтернативных поставщиков. Часть продуктов, например, Отборное молоко «Пестравка» теперь выпускается в ПЭТ-бутылках: потребители, как показали летние и осенние месяцы, не разочарованы заменой, поскольку качество продукции осталось прежним. Сейчас сложности с упаковкой в прошлом. Мы получаем ее от ведущих производителей и поставляем продукцию в торговые точки в полном объёме. Нашли и альтернативных поставщиков оборудования и комплектующих к нему в Турции, Иране, Индии, Израиле и Китае, с некоторыми готовы работать.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию на российском молочном рынке в целом? Какие основные болевые точки вы видите, и что думаете по поводу дальнейшего развития отрасли в 2023 году?
Л. Абдуллина: Давать оценку в масштабах страны, не имея полной картины происходящего в отрасли, сложно. Если судить по регионам, где работают наши заводы, конкуренция на рынке молокопереработки ужесточилась и, похоже, не все предприятия успешно справляются с трудностями. Это, в частности, связано с переориентацией молокопроизводителей с импортной упаковки и комплектующих на отечественные аналоги, с изменениями логистических цепочек и ситуации на рынке сырья. Сказывается и снижение покупательского спроса. В результате происходит перераспределение рынка от крупных федеральных игроков с высокой ценой готовой продукции и мелких с большими операционными издержками в пользу средних федеральных и крупных региональных. Это основная особенность текущего состояния молочного рынка всей страны.
При этом, несмотря на всем известные сложности, основные молокопроизводители уже приспособились к ситуации. Выпуск молочных продуктов не остановился и не остановится. Тем не менее, рынок меняется. Сейчас речь не идет о глобальном уходе с него западных компаний, хотя часть приостановила инвестиции в нашу страну. Некоторые мелкие отечественные производители будут вынуждены уйти, а остальным придется консолидироваться. Новых игроков, видимо, не появится. Если говорить о нишах, которые могут освободиться, - это, в первую очередь, сырное производство в части выпуска хороших твердых и элитных сыров. Они варятся из высококачественного молока, которого в России в силу климатических условий практически нет, с применением импортных заквасок и технологий.
Ближайшие год-два будут непростыми для молочников. Останутся на плаву производители, сумевшие максимально диверсифицировать свои ассортиментные «портфели», занять нишевые сегменты рынка, одновременно достигнув предельной производственной и коммерческой эффективности.