Константин Стуловский, Danone Россия Госрегулирование и социальное давление помогают добиться перемен в отрасли
В ходе прошедшей на прошлой неделе конференции для агрохолдингов «Животноводство будущего», организованной MSD Animal Health и «Агроинвестором», руководитель направления по развитию поставщиков молока группы компаний Danone в России Константин Стуловский рассказал о том, как в компании организована работа с поставщиками, а также какие тренды в этом направлении сейчас наиболее актуальны.
Сегодня все больше молодых людей, которые входят в покупательский возраст, обращают внимание на то, как было произведено молоко и как его производство повлияло на экосистему. И мы, как переработчики, не можем не брать это во внимание. Сегодня мы закупаем примерно 1,2 млн т молока, которое производят порядка 190 тыс. коров на более чем 200 предприятиях, при этом нам важны не только качество и цена продукта, но и развитие наших поставщиков.
Для того, чтобы соответствовать интересам потребителей, при работе с поставщиками сырья мы реализуем комплексный подход, который называем «регенеративным сельским хозяйством».
Он включает целый ряд показателей, в числе которых:
- Экономика и качество – молочная ферма должна обладать наименьшей себестоимостью, при этом качество сырья должно соответствовать стандартам.
- Сотрудники – зарплата работников фермы должна быть высокой, а текучесть кадров – низкой. Рабочие места должны быть максимально цифровыми, ведь молодым специалистам во всех сферах сейчас очень важно работать в формате digital.
- Благополучие – то, как мы «управляем» коровой. В этом отношении важно не только кормление и содержание, но и моменты «гуманитарного» характера. Например, сейчас на многих фермах распространена practice of tail docking (удаление хвостов), которая пришла из США, но на сегодняшний день там уже почти не применяется. Здесь важно понимать, что через 5-7 лет потребитель, воспринимающий эту практику как калечащую животных, начнет жестко спрашивать с производителей. Но когда это случится, у коров хвосты уже не отрастут.
- Здоровье почв. В этом отношении очень важна правильная практика обработки земли, нужно следить за кислотностью почв. Этот год показал, что почвы, которые имеют оптимальную кислотность, показали лучшую урожайность и качество культур. В то же время мы видим, что во многих российских регионах качество почв ухудшается, а это приводит к засухе и неурожаям, негативно влияя в том числе и на молочное животноводство.
- Вода. Так как сельское хозяйство традиционно потребляет воду в большом количестве, нужно с одной стороны минимизировать ее расход, а с другой – следить за ее качеством, не загрязняя навозом с ферм или средствами защиты растений.
- Биоразнообразие. Так как мы работаем на земле, нужно не только использовать ее в своих целях, но и следить за сохранением биологических видов, оставляя часть участков в естественном состоянии.
- Углеродный след, то есть количество парниковых газов, которые производит ферма. В России этот вопрос становится все актуальнее. Так, в этом году был принят федеральный закон, согласно которому в будущем те фермы, которые производят больше парниковых газов, будут платить климатический налог. Как будет работать этот закон, вызывает много вопросов, но очевидно одно - производя молоко, мы должны снижать эмиссию парниковых газов и тормозить глобальное потепление планеты.
Безусловно, взаимодействовать с поставщиками сырья в этих направлениях и менять их методы работы очень сложно. Для этого мы используем комплексный подход – делаем большое количество аудита по разным направлениям – качество молока, кормление, благополучие, экология. Благодаря аудиту мы понимаем, куда направлять наших поставщиков, составляем для них индивидуальные планы развития.
При работе с поставщиками очень важна экспертиза – мы должны понимать, какие инструменты использовать для развития. И в этом очень помогают компании-партнеры, которые могут провести профессиональную экспертизу. У нас есть ферма «Вербиловское», которая является лабораторией и площадкой для обучения, где мы апробируем различные подходы. На ней мы постоянно проводим различные тренинги, например в этом году запустили новый тренинг «Ответственное использование антибиотиков» и активно собираемся продвигать его в дальнейшем.
Очень важно и стимулирование – премирование поставщиков за качество молока, снижение углеродного следа и повышение благополучия. Также мы помогаем поставщикам запускать экономически эффективные проекты.
Есть два момента, в которых мы хотим быть более «агрессивными». Это социальное давление, ведь чтобы меняться, нужно создавать «моду» на что-то. И, конечно, государственное регулирование. Запреты, если они разумные, это очень действенный способ для того, чтобы меняться и таким образом развивать отрасль.