компоненты

Елена Куликова Как мы боролись с тепловым стрессом на ферме в Камбодже 


С проблемой теплового стресса в жаркий сезон сталкиваются почти все животноводы. Однако если для России этот вопрос актуален только в течение нескольких месяцев лета, то для аграриев в тропических странах с тепловым стрессом приходится бороться практически круглый год. Специалист по управлению фермами Елена Куликова рассказала Milknews о своем опыте работы на ферме в Камбодже. 

Я работала в 2020–2021 гг. на ферме на 550 дойных голов голштинской породы в Камбодже, Юго-Восточная Азия. Это тропики, то есть, кроме того, что там очень жарко, там ещё и очень влажно. В течение дня влажность воздуха могла колебаться от 30 до 99 %. Безусловно, мы сталкивались с тепловым стрессом у коров ежедневно. Главное последствие ТС, которое вы можете наблюдать на своем стаде, — это снижение продуктивности за счёт снижения потребления корма, и в первую очередь переваривание клетчатки приводит к высвобождению большого количества энергии в рубце, «разогревая» животное. У глубокостельных животных может хуже развиваться плод. Телята от мам, подвергшихся действию ТС, как правило, рождаются более мелкими и слабыми. Например, мы завезли нетелей на ферму из Австралии в 2020 г., но из-за пандемии коронавируса для одного из корпусов не успели вовремя поставить вентиляционное оборудование. В результате в этом корпусе у нас была более высокая частота мертворождений и в целом телята рождались более слабые, маленькие. Есть связь ТС и с эффективностью осеменения. Чем выше температура в матке, тем ниже вероятность оплодотворения. Соответственно, в самое жаркое время года мы наблюдали снижение коэффициента оплодотворяемости и pregnancy rate. 

Как мы боролись с ТС? Мы оснастили ферму системами охлаждения животных.

Во-первых, над зоной отдыха (у нас было свободное бесстойловое содержание на глубокой подстилке) были установлены вентиляторы с длинными лопастями. На уровне животного скорость движения воздуха составляла 2–3 м/с. На самом деле этого недостаточно, чтобы животное охладить, но с такими вентиляторами они чувствуют себя более комфортно. Плюс у нас была глубокая подстилка, и нам нужно было ее подсушивать.

Во-вторых, в коровниках над кормонавозными проходами были установлены спринклеры и маленькие мощные вентиляторы, установленные под углом. Соответственно, когда животные приходили на кормление, система автоматически включалась, через время, к моменту ухода больше части животных на подстилку, — автоматически выключалась. Животные намокали и высушивались вентиляторами. Испарение воды — энергоёмкая операция, в результате которой расходуется много тепла. По сути, когда животное открывает рот и высовывает язык, начиная дышать как собака, оно использует именно этот принцип. Другое дело, что животное делает это недостаточно эффективно и теряет слюну, что может приводить к ацидозу. Также у нашей системы был недостаток: наши спринклеры были с мелкой каплей, но в условиях тропиков это нежелательно, потому что воздух вокруг животного набирал влагу, микроклимат вокруг него становился менее благоприятным. 

В-третьих, в накопителе перед доильным залом была установлена ещё одна система: спринклеры с крупной каплей и мощными вентиляторами, установленными над животными. В течение 30–45 секунд мы поливали коров водой, после чего высушивали их вентиляторами в течение примерно 4,5–5 минут. Такой цикл повторялся 8–10 раз, то есть общее время охлаждения составляло 40–50 минут. У нас было трёхразовое доение, и мы охлаждали животных перед каждым из них, а также трижды между доениями. Также между доениями мы приводили в накопитель и сухостойные группы, причём животных, близких к отёлу, — чаще. 

Есть и другие хитрости в борьбе с ТС, например уменьшение содержания клетчатки в рационе. Мы немного «играли» с этим, но хороших результатов не получили. Надо помнить, что изменения в рационе сами по себе могут быть фактором стресса.

Наш подход к борьбе с ТС через охлаждение животных был успешной. В условиях, когда на улице было в среднем +30–35 градусов, нам удалось выйти на уровень в 40 кг молока в сутки в среднем на голову с показателями жира 3.8, белком 3.2 (средняя продолжительность лактации на этот момент была 180 дней). 

Проблема ТС актуальна и для проекта в Тульской области, которым я сейчас занимаюсь. Мы посмотрели многолетние климатические данные по региону и насчитали почти 90 дней, когда есть риск теплового стресса. Мы считаем тепловым стрессом дни, когда температура выше 20 градусов. Иногда при высокой влажности и одновременно высокой продуктивности уже +20–22 градуса могут быть некомфортной температурой для животных. Для проекта в Тульской области мы закладываем в проект систему охлаждения в накопителе перед доильным залом, в линии выхода из доильного зала, вентиляторы без спринклеров над кормонавозными проходами и вентиляторы над зоной отдыха.

1650950101

7469 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ДОИТ
кизельман-март-24
Эводрайв

Мустанг ЖИР
Молочные заводы
СИБИРЬ НЕДЕЛЯ
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы