компоненты

Игорь Елисеенко, глава "Союзмолоко. Сибирь" Наращивание собственной переработки поможет решить проблему с рентабельностью у производителей


В Новосибирской области заговорили о снижении рентабельности среди производителей молока. Цена на сырое молоко упала ниже прошлогодних показателей. Причин несколько: профицит сырья на внутреннем рынке и невысокий спрос на него со стороны переработчиков. Насколько критична ситуация в регионе Milknews рассказал директор компании «МолСиб» Игорь Елисеенко. 
 
Елисеенко: На прошлой неделе было совещание в Минсельхозе, на котором министр говорил, что цены не нужно понижать, потому что себестоимость выросла. Интересна эта встреча была еще и тем, что высказались на ней и сами рабочие. Рассказали о своих проблемах: копи полные, соответственно, нужно наоборот цены снижать на продукцию, чтобы хоть кто-то купил. Выводов на этом совещании никаких не прозвучало.
 
Себестоимость выросла. Это факт. За счет чего? Во-первых, у нас выросли цены на энергоносители, и как следствие, на посевные работы. Во всем мире нефть подешевела, у нас этого не произошло, поскольку ввели запрет на покупку топлива из-за рубежа, чтобы удержать внутренние цены. Получается, что удар на себя принял сельхозпроизводитель: топливо не подешевело, соответственно, себестоимость посевной и кормов увеличилась.
 
Следующий пункт. Само собой подорожали удобрения и корма. Что такое корма? Это фуражные составляющие, минерально-белковые добавки. После девальвации рубля выросли в цене все закупки импортных составляющих, плюс ко всему фуражное зерно идет за границу, это валютный товар, которым мы сейчас гордимся. Раз оно идет на экспорт - цена поднялась до 14 рублей.
 
Ещё один немаловажный фактор: в конце марта - начале апреля началось падение продаж вследствие пандемии. Потому что молоко в магазине перестали покупать. И сначала падение продаж составляло всего 10%, потом стало еще больше, поскольку школы, садики, госучреждения - все закрылись. Плюс наложилось снижение покупательской способности населения. И на сегодняшний день падение составляет, по разным оценкам, от 10 до 40% в зависимости от того, кто какую продукцию производит.
 
Следствие из всего этого - происходит рост запасов производителей продукции в основном с длительным сроком хранения: масло, сыры, сухие продукты, сыворотки. Это все ведет к резкому росту кредиторской задолженности у переработчиков перед производителями молока. На совещании даже было озвучено главой одного из районов Новосибирской области, что уже имеется три месяца задолженности перед поставщиками молока. А сельхозпроизводителям нужны именно сейчас средства на заготовку кормов, и если у них не будет на это денег, они рискуют вообще ничего не заготовить. Плюс ко всему -  погодный фактор. В Сибирском регионе жесточайшая засуха. Примерно в трети районов Новосибирской области введен режим ЧС, там уже точно не будет урожая, и с кормами будут большие проблемы.
 
В общем, ситуация у нас очень сложная. Не просто ножницы, а какие-то тройные ножницы. Я на этом рынке больше 20 лет работаю и вижу, что с рынка должны резко уйти неэффективные производители  молока, которые зависят от сезонности. Сейчас они пострадают больше всего. 
 
Milknews: А как переживает эти сложные времена ваше предприятие?
 
Елисеенко: Мы считаемся прогрессивными производителями, у нас нет летне-пастбищного периода, у нас круглогодичное содержание. Соответственно, кормов заготавливаем на 1,5-2 года всегда. Ни на одной из площадок существенного падения у нас нет. Это нетипично, это как раз и показывает, что мы молодая компания, которая понимает, что стратегия нужна такая, чтобы минимально зависеть от сезонных колебаний. Мы не Новая Зеландия, где трава растет 12 месяцев в году, у нас она растет только 3 месяца, но хорошо, её много. Поэтому надо заготовить, заложить и спокойно кормить весь год одним и тем же кормом без потерь и падений.
 
Milknews: Как вы считаете, почему сложилась такая ситуация?
 
Елисеенко: Проблемы сейчас у всех: и у производителей, и у переработчиков. У переработчиков их еще больше. Запасы такие, что они не могут их продать никуда. Плюс еще конкуренция с Белоруссией. 
 
Такая ситуация сложилась потому, что переработка у нас как таковая фактически отсутствует. Своего молока мы производим почти 2 тыс тонн в сутки. Новосибирская область - в лидерах по России, а переработки своей - меньше половины, и как правило тоже вся устаревшая. У нас совсем недавно с рынка ушли крупные переработчики: “Данон” полностью закрыл свое производство, Вимм-Билль-Данн свернул сразу несколько площадок. Обе компании просто сменили свою политику и начали переквалифицироваться. Одни ушли больше в творожно-десертную группу, другие - основной упор стали делать на соки, а молоко почти перестали перерабатывать.
 
Ситуация сложная, но есть выход: наращивание собственной переработки. Поэтому завод, который сейчас строит Эко-Нива на 1150 тонн молока в сутки очень поможет ситуации. Но, я считаю, на этом не стоит останавливаться, нужен еще какой-то сильный известный новосибирский переработчик или алтайский.  
 
Чем больше спрос на сырое молоко, тем выше его цена. Сейчас, когда фактически спроса нет, конечно, она падает. И тут, сколько бы Минсельхоз не собирал совещания, это никак проблему не решит. Если переработчик не будет в данный момент цену опускать, это еще больше усугубит ситуацию: переработчики начнут банкротиться и тогда будет еще хуже, еще больше будет молока, которое некуда девать.
 

1593637212

6366 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы