Максим Фастеев У белорусской и украинской сыворотки появится ещё один конкурент


За годы отношение к сыворотке в молочной отрасли кардинально изменилось: если раньше ее считали отходом, то сегодня на ней зарабатывают огромные деньги. В последние месяцы как в докладах на конференциях, так и в кулуарах мероприятий много внимания уделяется именно этому уникальному продукту. Старший аналитик Infagro Максим Фастеев рассказал Milknews, почему за сухой сывороткой нужно внимательно следить и какие тенденции прослеживаются на ее глобальном рынке.
 

Сухая сыворотка последние годы перешла из категории побочных продуктов на передовые позиции. Это не просто стечение обстоятельств, это мировая тенденция. Товар, который ещё пару десятилетий назад массово утилизировался, сейчас востребован во многих отраслях, а варианты его глубокой переработки только увеличивают спрос. Сыворотка и сывороточные продукты в данный момент используются в пищевой отрасли, детском и спортивном питании, фармацевтике, диетологии, кормовом секторе и во многих других направлениях.
 
Глубокая переработка сыворотки пока только осваивается на постсоветстком пространстве. Сыровары уже «научились» производить деминерализованный товар (извлекать соли и другие минералы из сыворотки) с помощью ультрафильтрации, операторы начинают ставить установки электродиализа (для высокой степени деминерализации сыворотки, также для возможности трансформации и сушки «кислой» подтворожной или подказеиновой сыворотки).

В ближайшем будущем можно будет наблюдать дальнейшую трансформацию отрасли и движение переработчиков Беларуси, Украины и РФ по цепочке добавленной стоимости сывороточных продуктов: сывороточные концентраты, пермеаты, изоляты, лактоза и т.д. Эти названия не будут «пугать» и станут привычными для молочной отрасли, как стали обычными для молочников развитых стран за очень короткий промежуток времени (буквально за последние 10 лет).

Но вернёмся к сегодняшним реалиям. Экспортные объёмы, например, Украины и Беларуси в данный момент в основном состоят из сухой деминерализованной сыворотки. Украина экспортирует около 30-35 тыс. тонн товара в год (с потенциалом до 50 тыс. тонн). Основные рынки - Китай (около 50% экспортного объёма) и страны Юго-Восточной Азии. Беларусь продаёт на внешние рынки около 90 тыс. тонн сыворотки. До 2018 года это была в основном Россия, но в прошлом году ограничения Россельхознадзора подтолкнули белорусских чиновников к более активному открытию третьих рынков. В итоге произошёл прорыв в Китай - в Поднебесную было отгружено треть всего экспортного потенциала.

Кроме российских ограничений, белорусам помогла торговая война Китая с США, в результате которой были подняты импортные пошлины на всю американскую молочку. Но именно сыворотка оказалась ключевым товаром, попавшим под давление (США играют ключевую роль в китайском импорте по данному направлению; объём поставки американской сыворотки в Китай в 2017 году составил 200 тыс. тонн, а после поднятия уровня пошлины Китаем - упал на треть). В итоге, значительные объёмы сыворотки из США были заменены европейским и белорусским товаром.


Снэп с сайта clal.it
 

Но не всё так радужно и по китайском направлению. В текущем году в Китае, как и во всём мире, наблюдаются массовые вспышки АЧС. По прогнозам экспертов, поголовье свиней в Поднебесной может сократиться на треть. Про последствия для рынка мяса не здесь, но этот фактор напрямую влияет и на объёмы китайского импорт сыворотки – товар преимущественно идёт на корм для свиноводческой отрасли.

Уже сейчас виден спад (общий объём импорта сыворотки, например, в марте сократился на 27% к марту прошлого года). Данный факт несомненно отразится и на поставках в Китай белорусской и украинской сыворотки, однако преимущество продукта из стран СНГ – цена, поэтому у РБ и Украины есть все шансы сохранить объёмы продаж даже с учётом общего падения спроса.

Ещё один интересный момент для 2019 года – у белорусской и украинской сыворотки появится ещё один конкурент – товар из РФ. Да, это уже не сказки или прихоти российского правительства – рынок сыворотки в России переполнен отечественной и белорусской продукцией, выпуск товара продолжает увеличиваться в связи с появлением новых линий производства сыров в последние годы. Цены – конкурентны на внешних рынках – это главный аргумент для интереса покупателей. Трейдеры уже готовы начать поставки (это те же трейдеры, которые успешно продают украинский и белорусский товар) в Азию, а открытие российских заводов в Китай однозначно способствует данной тенденции.

3531 просмотр

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 92


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
интекПром
Золотой клевер
интекПром
Золотой клевер