Александр Саяпин: Субсидии не главное - нужен сбыт
Фермер из Калужской области Александр Саяпин начал заниматься молочным животноводством еще в 90-е. Теперь у него роботизированная молочная ферма, которая имеет собственные мощности по переработке и поставляет продукцию в такие торговые сети как «Азбука Вкуса» и «Алые паруса». В отличие от большинства производителей молока, он считает, что субсидии - не главное в агробизнесе, а в торговые сети несложно пробиться даже небольшим хозяйствам при наличии качественной продукции.
Milknews: В этом году на создание и модернизацию животноводческих комплексов Минсельхоз выдал в 40 раз меньше денег, чем обещал - всего 100 млн руб., вместо обещанных 4 млрд руб. Как Вы считаете это отразиться на отрасли?
Саяпин: Идея в принципе неправильная, к тому же для получения этой субсидии, на мой взгляд, требуется соблюсти такие условия, которые почти невозможно выполнить. Не очень понятна и их цель. Такое впечатление, что многие захотят заработать на стадии строительства за счет государства, ведь сметы по строительству можно "нарисовать" какие угодно. Проверить верность смет потом будет невозможно. К тому же непонятно зачем так концентрироваться на стройках, ведь есть технологии, которые вообще практически не требуют строительства - животные не обязательно должны в коровнике жить. Поэтом напрямую к производству молока эта субсидия имеет мало отношения.
Лучше было бы создать условия для уже существующего бизнеса, потому что если даже и построят новый комплекс - что дальше? Они же обанкротятся и за собой потянут уже существующие фермы, потому что упадут закупочные цены из-за дополнительного производства. Новые фермы хотят построить, потому что все ошибочно считают, что у нас дефицит сырого молока, но я считаю, что его нет. Если у нас дефицит, почему тогда у нас не вырастает цена? Если сейчас построятся новые комплексы, на рынок пойдет дополнительный объем молока - это сыграет только на понижение цены, что плохо для молочного бизнеса.
Milknews: Тут Вам многие могут возразить, что дефицит сейчас покрывается продукцией с растительными жирами.
Саяпин: От того, что у нас будут выпускать больше сырого молока, количество пальмового масла не уменьшится. Оно изначально дешевле, поэтому молоко не может его заменить, как полагают чиновники. Соответственно, если представить ситуацию, что запретили каким-то образом использование пальмового масла или его импорт, и решили заменить все это молоком, ситуация будет такова, что многие граждане молочные продукты будет покупать реже. Какая-нибудь бабушка, привыкшая уже покупать некий молочный продукт за 100 руб., потому что в нем есть дешевые растительные жиры, уже не сможет себе его позволить, если он будет стоить 200 руб. У нее просто денег не хватит. Либо мы должны сразу повысить уровень жизни всего населения, что нереально, либо предоставить право выбора покупателю.
Milknews: Почему при небольшом росте цены на сырое молоко, цены на конечный продукт так выросли?
Саяпин: Выросли все издержки производства - мы же многие вещи покупаем, которые сделаны за границей, поэтому курс рубля на нас отражается. Сама цена качественного сырого молока на самом деле у нас четко привязана к евро. Например, я заметил, что в любой момент времени можно сравнить цены на отечественное качественное сырое молоко с ценами на севере Германии - они будут соизмеримы с той только разницей, что у нас будет на 6-7 евроцентов выше.
Milknews: А можно покупать только отечественную технику для молочного животноводства, чтобы не зависеть от импорта и, как следствие, курса валют? Минпромторг как раз недавно выступил с идеей запрета закупки импортной сельхозтехники за счет государства.
Саяпин: Я не знаю российской техники для молочного животноводства. С точки зрения поддержки промышленности это, может быть, и оправдано, но готова ли сама промышленность выпускать что-то стоящее, что мы сможем использовать в хозяйстве? Сейчас из российской техники я в хозяйстве ничего не использую.
Milknews: И как же теперь развиваться без господдержки на закупку импортной техники?
Саяпин: Мы пользовались региональной субсидией, а не федеральной. В Калужской области есть программа «Сто роботизированных ферм», по которой нам возвращали 40% от стоимости оборудования. В выборе техники и места ее производства нас никак не ограничивали. Главным условием было производство молока после этого и выход на определенные объемы надоев.
Milknews: Национальный союз производителей молока предполагает, что к концу года средняя цена по России на сырое молоко вырастет до 22-23 руб./кг. Этого будет достаточно для самоокупаемости?
Саяпин: Если говорить про базисную цену, то это вполне адекватная цена, которая позволяет нормально работать. Мы сейчас сдаем в Danone сырое молоко по 26 руб./л. На рентабельность выходим за счет собственной переработки и субсидий. Если цена будет 30 руб., то субсидии вообще будут не нужны. Тогда и инвестиции будут, и деньги можно будет привлечь не только банковские.
Milknews: Переработка у вас появилось для повышения рентабельности?
Саяпин: Переработку мы создавали под конкретного заказчика – «Азбуку Вкуса». Им был необходим домашний творог для московских магазинов сети. В Питер мы не возим для них. Этот проект мы делали совместно и он изначально был рассчитан под них. Потом увеличили ассортимент - молоко, ряженка и сметана. Теперь излишки продаем и в другие сети и магазины - в «Алые паруса», «Я любимый» и другие. Сейчас мощности по переработке молока 4 т в смену. Может перерабатывать до 10 т в день. Молока производим 5-6 т в день - разница сдается в Danone.
Milknews: Как у Вас все просто было. Обычно говорят, что сложно попасть в сети.
Саяпин: Они сами на меня вышли, когда искали поставщиков. У меня уже была своя переработка, но маленькая по мощностям. Они не могли найти качественный честный продукт. Поэтому и пришлось создавать производство. В сети с хорошим продуктом войти легко. Если у производителя некачественная продукция, то пусть доплачивает.
Milknews: Субсидий нет, цены на сырое молоко небольшие. Может хоть эмбарго отрасли помогло?
Саяпин: Да, действительно оно помогло. Самое главное, что сделало эмбарго - освободило рынок для нас. Ведь не субсидии главное - нужен сбыт. Это позволяет развиваться. Например, по сравнению с прошлым годом мы увеличили выход готовой продукции примерно в два раза. Так что и без субсидий можно прожить, если продавать хорошо.
Беседовал Илья Дашковский