Константин Синецкий ("Кубаньмолоко"): Основная проблема отрасли в том, что все пущено на самотек
Генеральный директор Ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» Константин Синецкий рассказал Milknews о том, в чем специфика молочного сектора в Краснодарском крае, как при помощи ассоциации можно выстроить эффективное взаимодействие с контрольно-надзорными органами и почему потребитель отвернулся от отечественных молочных продуктов.
Milknews: Почему возникла идея создать региональное объединение производителей и переработчиков молока на Кубани?
Константин Синецкий: Эта идея возникла по рациональным соображениям, потому что в Краснодарском крае молочная отрасль является достаточно большим сектором. Наше объединение не было вновь созданным, оно видоизменилось из объединения предприятий молочной промышленности. Раньше это была государственная структура, которая создавалась еще в советские времена. Новая история «Кубаньмолоко» начинается с 1997 года, когда она была зарегистрирована как некоммерческая организация.
Milknews: В чем специфика молочной отрасли в вашем регионе?
Константин Синецкий: Исторически в Краснодарском крае работает много предприятий по производству и переработке молока. Регион занимает четвертое место среди субъектов РФ по производству молока и третье - по его переработке. Краснодарский край - достаточно серьезный игрок на рынке, предприятия здесь с богатым прошлым, существует много научных достижений, которые реализованы благодаря региональным предприятиям. Молочная отрасль Краснодарского края производит около 1 млн тонн различной молочной продукции. На рынке уже сложился определенный тренд: сейчас любой продавец готов выдать свою продукцию за кубанскую. И, естественно, такому имиджу нужно соответствовать, нужно объединять предприятия и организовывать их движение в направлении производства качественной продукции. Это входит в задачи ассоциации.
Milknews: Почему в объединение входят только предприятия по переработке молока и не представлены производители сырья?
Константин Синецкий: Пока мы название и формат ассоциации не меняем. Переработчики с производителями хоть и работают вместе, но интересы у них не всегда совпадают. На данный момент мы еще не готовы отстаивать интересы производителей сырья в ущерб интересам переработчиков. У нас есть региональные структуры, которые и ту сторону тоже представляют, в частности, Ассоциация фермерских хозяйств, Агропромышленный союз Кубани, куда входят производители молока, у нас оппонентов достаточно в этом плане.
Milknews: Существует ли в регионе проблема дефицита сырья? Как ассоциация помогает производителям готовой продукций его решать?
Константин Синецкий: У нас в регионе производят много сырого молока, но поскольку и перерабатывающие мощности большие, дефицит наблюдается, особенно сезонный. Сейчас промышленные мощности загружены в среднем на 50%, но возможность наращивать объемы выпускаемой продукции ограничена тем, что предприятия работают по заявкам от розницы. Увеличивать производство можно, только после наведения порядка на рынке: нужно занять полки в магазинах, которые предназначены для молочных предприятий Кубани. Тут уже роль ассоциации выходит на передний план, мы должны убедить покупателей, что продукция, которую выпускает предприятие, - это именно то, что они ищут. Но для этого нам необходимо преодолеть сопротивление торговых сетей, которые в ущерб качеству ограничивают поставщиков в цене. Нам нужно убедить их, что надо и на российских потребителей поработать, а не только на собственный карман! На предприятиях есть широкий ассортимент качественной продукции, но этот ассортимент не представлен на полках, где есть только отдельные виды продуктов, которые сети заказывают выборочно. Роль ассоциации как раз и заключается в том, чтобы эту работу организовать. Именно мы осуществляем переговорный процесс между сторонами. Если бы предприятия сами вели переговоры с торговыми сетями, то ритейлеры могли бы из них веревки вить, а на ассоциацию надавить сложно, вот им и приходится слушать.
Milknews: Какие компании в ваш союз? Это больше региональные игроки или транснациональные компании?
Константин Синецкий: Это исключительно региональные предприятия, которые принадлежат, в том числе, и федеральным и глобальным маркам, например, PepsiCo, Danone. Есть у нас Тихорецкий маслосырзавод, он входит в систему предприятий «ВоронежАгро». «ВоронежАгро» – это федеральная компания, а Danone и PepsiCo – это глобальные марки, но, тем не менее мы работаем с конкретными предприятиями, с конкретными руководителями, которые расположены на территории Кубани.
Milknews: Насколько сильны позиции транснациональных игроков на рынке Краснодарского края?
Константин Синецкий: Транснациональные компании, конечно, имеют определенные возможности, которых нет у предприятий небольшого формата, но кто сильнее или слабее – сказать трудно. Вот, например, местный игрок, такой как «Агрокомплекс имени Н.И. Ткачева» пошел своим путем. Он разбил сеть фирменной торговли и распространяет продукцию по Краснодарскому краю, поэтому для него вопрос доступа на полки сетевых магазинов не является острым, пустили их сети на полки – хорошо, не пустили - ну и ладно. В их торговые точки всегда очередь, они имеют положительные отзывы. Если предприятие не в состоянии содержать собственную сеть, так давайте содержать ее в складчину, давайте организовывать, как в Костроме, «сырные биржи». Идея «сырной биржи» мне понравилась: там представлены все производители региональной продукции. У поставшиков и у ритейлеров всегда есть возможность прийти, изучить ассортимент, и, если есть желание, заключить договор.
Milknews: Среди задач ассоциации вы отметили восстановление доверия потребителей к продуктам Краснодарского края. Значит ли это, что потребители перестали покупать краснодарскую продукцию? С чем это связано?
Константин Синецкий: Потребители перестали, к сожалению, доверять всей продукции. Уже очень многие отказываются от приобретения магазинной продукции в пользу домашнего варианта. Какое-то время назад мы сумели победить несанкционированную торговлю, а сейчас она возродилась с удвоенной силой. На улицах вновь появились эти бочки, неизвестно кем наполненные, но когда они заезжают на улицу, то к ним выстаиваются очереди. Люди так голосуют против некачественной молочной продукции в магазине. Также посмотрите, появились закваски для домашнего применения. Ведь такого продукта 10 лет назад вообще в принципе не было. А сейчас продаются йогуртницы и к ним же вот эти закваски. А смотрите, с каким восторгом швейцарские сыры встретили! Они ведь практически никому не по карману, но все радуются, почему радуются?
Дело в том, что совесть некоторых производителей нечиста. Уже даже "идейные" бизнесмены поддались желанию заработать в ущерб качеству. Потому и теряется доверие покупателей к российской молочке. Это, как локомотив, несущийся в пропасть. И если мы не можем остановить весь локомотив - нам пока это не по силам - мы пытаемся отцепить хотя бы свой вагон. У нас есть возможность отстоять добросовестных кубанских производителей, а вообще нужно отстаивать уже всех.
Milknews: Как вы выстраиваете работу с Роспотребнадзором и Россельхознадзором, которые как раз и должны спасать рынок от фальсификата?
Константин Синецкий: Если мы получаем информацию в ходе собственных мониторингов, мы делимся этой информацией с контрольно-надзорными органами, не всегда напрямую. Если мы направляем информацию о результатах собственных мониторингов непосредственно в контрольно-надзорные органы, то им требуется какое-то время, чтобы организовать проверку, сделать запрос в прокуратуру, поэтому мы напрямую передаем информацию в прокуратуру. Прокуратура, в свою очередь, направляет им официальное распоряжение, то есть путь прохождения принятия решения укорачивается. А вообще мы не только делаем за них их работу, мы планируем и осуществляем мероприятия, которые направлены на защиту интересов производителей. Мы проводим совместные с контрольными ведомствами совещания по каким-то спорным моментам. Когда мы считаем, что они ошибаются, мы берем на себя роль регуляторов споров, знаете, предприятие в лицо же им не выскажет, а мы можем, письменно и официально.
Milknews: В списке приоритетных задач ассоциации указана информация о проведении внутреннего аудита отрасли. Что вы имеете в виду?
Константин Синецкий: Мы бы хотели выступить как саморегулируемая организация и будем настаивать на том, что мы сами в состоянии навести порядок. В будущем мы планируем проводить аудит на предприятиях по готовности к сезону, раньше у нас уже велась такая работа в ассоциации, но в 2012 году она сошла на нет. Сейчас мы считаем, что эту работу нужно возродить: необходимо объезжать все предприятия с комиссией, включающую и представителей контрольно-надзорных органов, выставлять оценки каждому объекту. Если будут находиться какие-то нарушения - разрабатывать механизм по их устранению. Хотелось бы, чтобы потери предприятия при этом были минимальными, чтобы контрольно-надзорные органы не накладывали санкций и не закрывали производство на 90 дней, хотя, безусловно, все зависит от тяжести нарушения.
Milknews: В чем вы видите основную проблему отрасли на сегодняшний момент?
Константин Синецкий: Основная проблема отрасли в том, что все пущено на самотек, нет государственного регулирования. Предпринимателя убить или создать ему серьезные проблемы несложно, но это отнюдь не функция государства. Функция государства – это, прежде всего, создание на рынке равных условий для конкуренции. Производители молока должны быть заинтересованы в том, чтобы молока производить больше, чем оно сейчас производится, производить лучше, чем оно сейчас производится. Производитель молочной продукции, в свою очередь, должен быть заинтересованным в том, чтобы этот продукт делать качественно и выслушивать похвалы в свой адрес вместо проклятий. Вместо ситуации, когда люди отворачиваются от промышленно обработанного молока, за этим молоком должна выстраиваться очередь. Мы хотим, чтобы пошла слава по миру, что здесь производят хорошие продукты, а почему нет? За тем же пармезаном едут в места его производства, все знают, что лучшую моцареллу делают в Италии, а почему наш советский сыр, который все помнят как достижение советской промышленности, сейчас не встретить? Где вологодское масло, о котором где-то кто-то слышал? Почему плавленый сыр из продукта, который по соотношению «цена-качество» был самым приемлемым для любого класса, сейчас превратился в продукт, в который кладут все, что выкинуть жалко? Вся проблема отрасли в том, что нет нормального регулирования. Поэтому крестьяне ссорятся с переработчиками, поэтому потребители недовольны, никому непонятно, где искать тот продукт, в котором не будет ничего плохого.
Беседовала Наталья Антонова