Вячеслав Лосев: в истории с образами из «Простоквашино» все неоднозначно
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) министр культуры Владимир Мединский заявил, что роялти Danone за использование образов из мультфильма «Простоквашино» не доходят до ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Бренд достался компании после слияния с «Юнимилк» в 2010 году и до этого комментария к нему были претензии по оплате прав использования кота Матроскина.
Тогда и сейчас владельцы торговой марки заявляли, что права на использование приобрели у автора повести «Дядя Федор, пес и кот», по которому рисовали мультфильм, Эдуарда Успенского. Milknews спросил у управляющего партнера Юридической компании «Лосев и партнеры» Вячеслава Лосева как и кому принято платить роялти за использование образов в индустрии.
Сразу скажу, что в данной ситуации все неоднозначно.
Существует мультипликационный фильм «Трое из Простоквашино». Автором сценария для этого мультфильма был Эдуард Успенский. Права на сам мультфильм и образы его героев принадлежали киностудии «Союзмультфильм», организовавшей в 1978 году создание мультфильма. В настоящее время указанные права принадлежат правопреемнику киностудии - ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция».
В то же время существует книга Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга является самостоятельным произведением и права на нее и ее персонажи принадлежать автору, если, конечно, он не передал их кому-то еще.
Исходя их этого может быть две ситуации с правом. Писатель мог предоставить Danone право на использование образов героев своей книги. Такое использование является правомерным, если судом не будет установлено, что созданные по книжным образам изображения героев книги сходны до степени смешения с изображениями персонажей мультфильма. То есть здесь важно создали ли для рекламы Danone новых героев, имеющих явные внешние отличия от персонажей мультфильма, или были лишь воссозданы герои мультфильма. В последнем случае права на роялти могут иметь и владельцы мультфильма.