Александр Чил-Акопов: Молочные реки мелеют, а торговые сети растут
ГК "Агробизнес", один из лидеров АПК Липецкой области, создана в 2004 году на базе СХПК "Дружба" Добринского района. Компания изначально специализировалась на выращивании сахарной свеклы, но затем диверсифицировала активы, увеличивая, помимо пшеницы и подсолнечника, посевы сои и кукурузы. Немалое место в работе "Агробизнеса" принадлежит молочному животноводству, о проблемах которого "Абирегу" рассказал Александр Чил-Акопов.
– Что мешает молочному скотоводству стать доходным?
– 50% себестоимости молока приходится на финансовые затраты. Какие доходы? Минимальные инвестиции на новую ферму с дойным стадом 1,5 тыс. голов составляют 1 млрд руб. при окупаемости не менее 12 лет. Молокозаводы в качестве оборотных средств фактически используют наши деньги и молоко и платят нам только после того, как им заплатят торговые сети, которые также используют наши оборотные средства на свое развитие. А мы фактически замораживаем свою "оборотку", чтобы получить ту самую нулевую рентабельность. Кто рискнет инвестировать в такой бизнес? Поэтому производство сырого молока в России, остающейся одним из крупнейших импортеров молочных продуктов, падает. Молочные реки мелеют, а торговые сети растут на 30% в год!
– Ваше выступление в Госдуме о несправедливом распределении прибыли от производства молока и формировании цен на него в розничных сетях стало резонансным.
– Мы зарабатываем на литре молока 2-3 рубля, переработчики – 5-6 рублей, а торговые сети, не вкладывая в молочную отрасль ни копейки, зарабатывают посредством ретро-бонусов и прочих маркетинговых уловок 25-30 рублей, что равно себестоимости производимого нами литра молока, которая постоянно растет. Но при этом закупочные цены на сырое молоко крайне низки и этот рост не перекрывают. Вскоре многие производители будут вынуждены отправить свое молочное поголовье под нож, и знаменитая фраза кота Матроскина "Что это мы все без молока, так и умереть можно!" не будет казаться смешной.
– Найти виноватых невозможно. А есть ли ответ на второй "русский" вопрос – что делать?
– Отмена ретробонусов в соответствии с поправкой Яровой к "Закону о торговле" ничего не дала – сети сразу заменили их другими поборами под новым именем. О том, что надо сделать, я сказал в Госдуме: поднять компенсацию инвестзатрат на строительство и реконструкцию молочных ферм до 40%, ограничить розничным сетям отсрочку платежа сроком реализации товара, субсидировать процентную ставку по кредитам для перерабатывающих предприятий на закупку сырого молока у российских производителей, а главное – перераспределить прибыль от производства молока по всей цепочке в пользу его производителей, ограничив наценку торговых сетей на "молочку" до 10-15%. Это позволит увеличить нашу маржу. Это административная, а не экономическая мера, которую без поддержки государства реализовать невозможно.
– Производство молока невозможно без растениеводства, обеспечивающего кормовую базу. Какие с этим сложности?
– Молочное животноводство фактически дотируется растениеводством, без него оно будет совсем убыточным. Нам важно, чтобы земельные участки сдавались в долгосрочную аренду – на весь срок окупаемости проектов, то есть 10-15 лет. Увы, в Добринском районе, где находится наше дойное стадо, земельные участки для выращивания кормов, порой сложно арендовать даже на 11 месяцев. Это, наверное, единственный район в Липецкой области, где нет долгосрочной аренды земельных участков, а земельный райфонд еще не полностью размежеван. Как браться за долгосрочные проекты, не имея уверенности, что с тобой будет заключен договор на следующие 11 месяцев? Это не мелочь: речь идет о продовольственной безопасности России!
Источник: Abireg