Анна Попова: На вредных продуктах могут появиться метки


В России четверть взрослого населения страдает ожирением, поэтому на вредных продуктах могут появиться "черные метки". Об этом в интервью "Известиям" рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она также сообщила, что для продавцов, обманывающих детей, может быть введено жесткое наказание. 

— Роспотребнадзор представил план мероприятий по стратегии в области защиты прав потребителей. Что вам здесь кажется самым важным?

— План к стратегии в стадии активного обсуждения с другими органами власти, бизнес-сообществом и общественными организациями в сфере защиты прав потребителей.

Принципиально важно, что стратегия — реализация новых руководящих принципов Организации Объединенных Наций, принятых в 2015 году.
Мы сегодня, наверное, первая страна, которая уже имеет утвержденную правительством системную программу действий, как двигаться дальше в сфере защиты прав потребителей. Этого требует время. Первый закон России в этой области принят в 1992 году, мир с тех пор категорически изменился.

25 лет назад не было столь широкого спектра товаров, массового использования мобильных телефонов и интернета. Все услуги оказывались при прямом контакте продавца и покупателя, и предложение услуг было несоизмеримо меньше. Впервые за четверть века развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

Первый важный блок — защита прав уязвимых групп населения. Это дети, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья и люди пожилого возраста. Второй принципиальный момент — содействие просвещению и образованию потребителей для борьбы с недобросовестными практиками, в том числе в трансграничной коммерции. Важно совершенствовать законодательство о защите прав потребителей с учетом норм международного права.

Наконец, по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и цифровой экономики в целом требуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении электронных сделок и дистанционных покупок.

— Как идет работа над кодексом защиты прав потребителей?

— Кодификация законодательства РФ по защите прав потребителей — важный аспект стратегии. Я уже сказала, что действующий закон был принят в 1992 году. Количество изменений, которые в него внесены, перевалило далеко за сотню. Здесь требуется систематизация, кодификация. Наказания за правонарушения в той или иной сфере потребительских отношений — в туризме, услугах связи, авиаперевозках — разбросаны по разным нормативным актам.

— Когда может появиться кодекс?

— Пока обсуждается, будет ли это кодекс. Могут быть и другие формы упорядочивания нормативных актов. Может быть новый закон. Как это будет сведено, в какой форме — обсуждается с ведущими экспертами и органами власти.

— Уже больше года реализуется Стратегия повышения качества продуктов питания. Какие результаты?
 
— Сегодня есть положительная динамика по снижению количества неудовлетворительных проб. Становится меньше фальсифицированной продукции в социальных учреждениях, уменьшается количество неудовлетворительных проб в торговой сети среди молочной, хлебобулочной продукции, меньше замечаний к рыбной продукции.

Хотя не снижается число обнаружений нами в обороте санкционной продукции — мы проверили с момента введения запрета более 136 тыс. объектов: магазинов, распредцентров, рынков и ярмарок, социальных учреждений. Изъяли из оборота и уничтожили 600 т запрещенных к ввозу продуктов — из них больше 90% приходится на овощную группу.

Жалоб непосредственно на продукцию в торговле всё меньше — сегодня свыше 60% обращений приходится не на сам товар, а на оказанную услугу, например, когда не совпадает сумма на ценнике и в кассе.

Сегодня пищевая продукция безопасна, и у общества возник запрос на качество — вкусовые и потребительские свойства. В технических регламентах понятие качества не определено, а ГОСТы с 2010 года носят только рекомендательный характер. Планом реализации стратегии предусмотрено формирование системы качества пищевой продукции, совершенствование госрегулирования в этой области, создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции.

— По официальной статистике, россияне едят слишком много сахара (годовое потребление 39,3 кг на душу населения при норме 24 кг) и недоедают молочных продуктов (233,4 кг при норме 325 кг). Всё больше людей страдают ожирением. Как предотвратить последствия такого нездорового питания?

- В России четверть взрослого населения страдает ожирением, более 35% — превышают рекомендуемое ежесуточное потребление соли. Причем около 80% поваренной соли поступает с пищевыми продуктами промышленного изготовления, а не во время самостоятельного приготовления.
Мы считаем, что информировать потребителя о составе продукта нужно максимально доступным способом. Сегодня есть требование о том, чтобы производитель все ингредиенты указывал на упаковке. Но вы же не будете каждый товар выбирать по 5–7 минут? Читать всё мелким шрифтом, да еще вспоминать, что значит тот или иной ингредиент, который там химическим языком написан. 

Это большой труд, и, заходя в магазин, мы, как правило, не предполагаем им заниматься. Поэтому многие страны мира выносят на этикетку товаров цветовую индикацию, которая позволяет потребителю очень быстро сориентироваться в продукте. И я думаю, что в Российской Федерации мы недолго будем на эту тему рассуждать, а примем решение.

Главная задача — донести информацию до потребителя. Чтобы он понимал, что ест. И чтобы он сам взвешенно к этому подходил. Для этого в мире есть разные способы маркировки. Есть страны, где наносят черный кружок на тот продукт, который явно может быть вредным.

— Как черная метка? Производители могут отказаться от изготовления подобной продукции.

— Это, конечно, их право. Но они не отказываются во всем мире, они просто помечают, что здесь есть повышенное содержание какого-либо компонента.

Вариант, который мы предлагаем, — система "светофора", которая сигнализирует об избыточном количестве сахара, соли и жира (продукты с повышенным их содержанием помечаются красным цветом, с умеренным — желтым, низким — зеленым. — "Известия").

Конечно, сразу бизнес не готов это делать. Какой вариант будет? Я думаю, что здесь есть еще над чем поработать. Маркировка может быть добровольной на переходный период. Те, кто выпускает продукцию, которая по этой градации попадает под зеленый цвет, могут добровольно маркировать зеленым уже сейчас.

— Россия не может ввести изменения самостоятельно, требования к товарам устанавливаются на всей территории ЕАЭС. Пришел ответ на ваше предложение из Евразийской экономической комиссии?

— Пока там идет обсуждение. Буквально на днях на заседании Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств — членов ЕАЭС обсудили этот вопрос, и мои коллеги подтвердили важность формирования здоровых рационов и готовность продвигать эту идею дальше. Надо понимать, что если бизнес сегодня не озаботится здоровьем тех, кто будет покупать у него продукцию, то завтра может таких не оказаться или их станет меньше.

— Представители бизнеса утверждают, что русская кухня достаточно жирная. И что подобная маркировка создает риски для рынка.

— Русская национальная кухня — это почти 200 дней поста в году.Какие-то постные дни предполагают рыбу, а какие-то не предполагают животного белка. Никогда в русской национальной кухне не было большого количества жира. Был жир животный — сливочное масло, но в крайне ограниченном количестве. Национальная кухня ни одного народа мира не содержит фастфуда, не содержит чистых сахаров (которые мы сейчас потребляем в газированной воде, особенно дети). И такого количества конфет и сладостей, самых разных, которое мы сегодня и сами себе предлагаем, и детям, тоже нет в русской кухне.

В "красную зону" точно не попадут основные продукты рациона — мясо, хлебные изделия, молочные продукты, овощи, крупы, рыба и так далее. Красная отметка — это не запрет, а сигнал о том, как правильно составить свой рацион. Всё хорошо в меру.

— Анна Юрьевна, а почему вы выступаете против продажи алкоголя в интернете?

— Сегодня, к сожалению, в сфере торговли в интернете нет четких требований и регулирования вообще. И пока нас с вами обижают и обманывают, защитить свои права на этой площадке бывает не так просто, даже в отношении безобидных для здоровья товаров. Таких как домашняя обувь или шейный платок. Если мы говорим о продуктах питания, о лекарствах, то есть обо всем, что влияет на состояние нашего здоровья, то нельзя не учитывать риски. Это может нанести потребителю вред, и, к сожалению, непоправимый.

— Минфин предлагает способы контроля продаж спиртного. Вы считаете их недостаточными?

— Я считаю, что нужно регулировать всю систему в целом. Фрагментарного контроля недостаточно. Должны быть общие правила, которые регулируют всю электронную торговлю.

— Есть ли у вас дополнительные предложения по ограничению продажи алкоголя?

— Отвечу так. Очень люблю книги, особенно изданные на рубеже позапрошлого и прошлого века, когда вообще появились издания по гигиене. Для меня это кладезь знаний и мудрости. Так вот, в 1903 году в Российской империи потребление алкоголя было 2,3 л в пересчете на чистый спирт на душу населения, а мы сегодня гордимся, что за последние несколько лет чуть ушли от 18 л на человека. Думаю, очевидно, что нам всем есть к чему стремиться.

Источник: Известия

1457 просмотров
5 сессии
Комментарии
OptiDuo

Катозал
Web-press
Где маржа
Мол и мяс инд

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия