Сергей Катырин, ТПП РФ С восточным бизнесом можно рассчитываться криптовалютой
Сохраняющиеся проблемы с проведением платежей с бизнес-партнерами из стран Востока можно решить в том числе и расчетами с помощью криптовалют. Об этом рассказал в интервью "Российской газете" президент Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) Сергей Катырин на на полях форума "Россия - Исламский мир: KazanForum". Также, по его мнению, России вполне по силам потеснить с мирового рынка халяльной продукции США и европейские страны. Причем, речь не только о еде.
Каких конкретных итогов по сотрудничеству с исламским бизнесом вы ожидаете от форума в Казани? У нас часто принято подводить их объемом предварительно заключенных контрактов, но они не всегда выполняются.
Сергей Катырин: Я бы контракты поставил на второе место. А вот на первом месте - доверие. Оно не возникает за пять минут: нужно работать, встречаться с людьми, узнавать друг друга. Люди с Востока любят посмотреть в глаза бизнес-партнеру, изучить его. И только потом уже рождается контракт, причем тот контракт, который выполняется. У русских купцов был девиз: "Прибыль дороже всего, но честь - дороже прибыли". Это означало, что можно было не подписывать никаких бумаг, а просто ударить по рукам и выполнять все взятые на себя обязательства. Вот к такому уровню доверия и надо стремиться.
Кроме заключения контрактов и узнавания друг друга на форуме обсуждается масса вопросов: поиск путей ведения взаиморасчетов в условиях санкций, выстраивание логистики по суше и морю, инвестиции.
Чем обусловлен наш повышенный интерес к поиску бизнес-партнеров в исламском мире - в первую очередь санкциями?
Сергей Катырин: Форум проводится уже в пятнадцатый раз, когда он только начинал проводиться, ни о каких санкциях речь еще не шла. Да, в последние годы он расширяется, наши взоры повернулись с Запада на Восток, это все же факт. Но говорить, что мы бросили все там и с нуля пошли выстраивать отношения здесь, тоже несправедливо. Мы работали с Востоком и раньше, только в меньших масштабах.
Куда хочет инвестировать восточный бизнес? В российскую экономику в целом или в отдельные регионы страны, где преобладает ислам?
Сергей Катырин: У наших исламских регионов здесь есть небольшое преимущество, с них предпринимателям с Востока проще начинать вести бизнес. Но инвестируют они на самом деле в любые регионы. Как мы знаем, для бизнеса самое важное - получение прибыли, поэтому вкладывают туда, где выгодно. Именно это первоочередной фактор в инвестициях.
Как в условиях санкций удобнее и выгоднее вести расчеты с исламским бизнесом?
Сергей Катырин: В серьезных масштабах можно рассчитываться и инвестировать в цифровых финансовых активах. Возможно, и в криптовалюте, кстати. Но банки и центробанки к цифровым активам, понятное дело, относятся более доверительно. Здесь быстрее всего можно найти общий язык.
Какие сейчас проблемы с платежами у российского бизнеса с партнерами с Востока?
Сергей Катырин: Если мы говорим про Турцию, то для решения возникшей в начале года из-за вторичных санкций США проблемы с платежными переводами между странами ведется активная работа, но перебои во многом сохраняются. Сейчас все еще действует более или менее штатное функционирование системы расчетов между российским и турецким бизнесом. Ситуация различается в зависимости от секторов экономики.
Что касается стран Персидского залива, то трудности возникают и тут, но в меньших масштабах относительно Турции. ОАЭ остаются стабильной юрисдикцией с точки зрения банковского обслуживания. В последнее время также стало популярно открытие счетов для компаний ОАЭ в ряде других юрисдикций, в том числе в регионе Персидского залива, растет интерес клиентов к обслуживанию в банках соседних стран.
Если бизнес не под санкциями, а в управление не вовлечены топ-менеджеры крупных российских компаний или банков, то решение обычно находится. Хотя иногда открытия расчетного счета можно ждать достаточно долго.
Чем мы готовы активно торговать с Востоком?
Сергей Катырин: Это нефтепродукты, товары химической промышленности, металлы, удобрения, продовольствие. Именно последнее видится российской стороне крайне перспективным направлением поставок в исламские государства, в том числе в бедные страны Азии и Африки. Россия с каждым годом увеличивает экспорт зерна и удобрений в исламские страны, кроме того мы экспортируем мясо, молочную продукцию, кондитерские изделия в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман и Египет.
Кстати, у нас уже есть сертифицированные производства халяльной продукции. Рынок халяля в мире, по оценкам экспертов, составляет 3 трлн долл. Он растет на 3,2% в год, опережая среднегодовые темпы роста мирового продовольственного рынка, которые составляют 2,5%. У нас есть возможность нарастить экспорт халяльных товаров до 200 млрд долл.
Причем мы здесь говорим о продукции высокой переработки. И это не только продукты питания, поскольку в халяльные стандарты входят в том числе и исламский банкинг, и одежда, и услуги. Поэтому речь об очень перспективном рынке, который будет только расширяться. Наша задача - потеснить оттуда в том числе активно работающие на нем США и европейские страны.