Наталья Кишкина, Барнаульский МК Мы ожидаем повышение интереса потребителей к натуральным молочным продуктам в 2022 году
2021 год принес молочной отрасли в целом и молокоперерабатывающим предприятиям в частности серьезные сложности, связанные, прежде всего, с быстрым ростом себестоимости производства и падением доходности компаний. О том, как удалось справиться с трудностями в прошлом году, и какие планы в приоритете в новом 2022-ом, Milknews рассказала генеральный директор АО «Барнаульский молочный комбинат» Наталья Кишкина.
Milknews: 2021 год стал довольно сложным для молочной отрасли. Себестоимость производства молочной продукции значительно выросла за счет высоких цен на сырье и повышения тарифов. Какие меры вы принимали для замедления падения доходности. Удалось ли сократить убытки?
Н. Кишкина: Это действительно так, тарифы и цены на сырье и материалы ощутимо возросли. Что мы можем сделать в такой ситуации? Так же резко повысить цены нельзя, так как можем утратить конкурентоспособность. Закупать сырье более низкого качества тоже – это скажется на доверии потребителя бренду. Ситуация действительно сложная. Поэтому мы предпринимаем усилия по улучшению маркетинговых коммуникаций и планируем обновление ассортимента.
Milknews: Какие операционные и финансовые результаты вы ожидаете получить по итогам 2021 года? Снизились или выросли показатели по сравнению с 2020 годом?
Н. Кишкина: Сейчас уже можно говорить, что все планы по показателям прошлого года мы выполняем. К сожалению, вынуждены отметить, что в сравнении с 2020 годом эти показатели несколько снизились. Это связано с общей экономической ситуацией.
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в прошлом году. Расскажите о них подробнее. Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2022 году?
Н. Кишкина: Глобальный виток модернизации на наших предприятиях был успешно завершен еще в 2020 году. Мы реконструировали цеха, увеличили производственные мощности, установили новые автоматизированные линии. Это был важный и необходимый этап развития предприятия, и мы не планируем на нем останавливаться, обновление идет планомерно. Мы постоянно ищем способы улучшения качества выпускаемой продукции и следим за тенденциями рынка. Кроме того, 2021 год запомнился всем производителям молочных продуктов введением обязательной маркировки. Для исполнения требований системы «Честный знак» потребовались инвестиции в оборудование, решения для автоматизации, затраты для приобретения кодов и оплату труда дополнительного персонала.
Milknews: Справились ли вы с внедрением системы, с какими трудностями столкнулись?
Н. Кишкина: Серьезных трудностей нам удалось избежать. Но «безболезненно» систему внедрить не удалось. Чтобы исполнить все требования системы маркировки потребовались затраты, сумма которых существенная даже для крупного предприятия. Помимо роста расходов на закупку и обслуживание оборудования, оплаты стоимости кодов, возникают дополнительные непредвиденные сложности из-за возможного снижения производительности. Конечно, пришлось потратить значительное время на согласование дизайна новых упаковок и их внедрение, так как у нас достаточно широкий товарный ассортимент.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию с потреблением молочной продукции в последние годы с учетом пандемии и стагнации доходов населения? Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление в 2022 году и в каких сегментах?
Н. Кишкина: В будущее мы смотрим с оптимизмом. Глобальная пандемия заставила всех людей обратить внимание на свое здоровье и начать более продуманно заботиться о себе и своих близких. А ведь качественное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни. Поэтому мы ожидаем повышение интереса потребителей к натуральным молочным продуктам.
Milknews: Каковы ваши прогнозы развития молочного рынка на 2022 год?
Н. Кишкина: Как уже говорилось выше – у рынка молочных продуктов есть хороший потенциал. Мы видим повышение интереса потребителей к молоку длительного хранения, а также к разнообразным полезным молочным перекусам. На нашем предприятии запущены линии производства таких товаров, и нам есть что предложить меняющемуся рынку.