Анатолий Лосев, «Молвест» Планируем, что половина продукции с нового завода пойдет на внутренний рынок, половина – на экспорт
Компания «Молвест» планирует построить завод по переработке подсырной сыворотки в Воронежской области. Продукция будет поставляться как на внутренний рынок, так и на экспорт. Кроме того, планируется повышать эффективность и оптимизировать деятельность уже работающих заводов. Об этом и о том, как будет складываться дальнейшая ситуация на российском молочном рынке, в интервью Milknews рассказал генеральный директор «Молвест» Анатолий Лосев.
Milknews: Недавно стало известно о намерении компании «Молвест» построить в Воронежской области новый завод. Расскажите об его основных параметрах. Сколько составит мощность завода? Какие продукты планируется производить?
А. Лосев: Мы планируем построить завод по переработке подсырной сыворотки мощностью 1 тыс. 200 тонн в день. Конечным продуктом производства станут пермеат (порошок, получаемый в результате извлечения белков из сыворотки методом ультрафильтрации – прим. ред.), лактоза и белок. Мы планируем, что половина произведенной продукции будет поставляться на внутренний рынок, половина – за границу.
Milknews: В какие сроки планируется реализовать проект?
А. Лосев: Пока мы не получили одобрение банков на получение кредитных средств. Когда оно будет получено, тогда и появится понимание конечных сроков. В принципе, обычный завод такого типа строится примерно 2,5 года.
Milknews: Какой объем инвестиций запланирован на строительство завода?
А. Лосев: Мы пока находимся на этапе оптимизации инвестиций, потому что со стороны региона предложены две площадки. В случае, если получится реализовать проект на одной из них, то создание очистных сооружений и другой инфраструктуры обойдется нам значительно дешевле, чем строительство аналогичного оборудование на другой площадке. В этом случае сумма инвестиций будет составлять в районе 6,5 млрд рублей. Если так сделать не получится, то объем средств будет больше.
Milknews: Строительство планируется вести за счет привлечения льготных кредитов?
А. Лосев: Да, конечно. С текущей льготной ставкой срок окупаемости может составить больше десяти лет. А без льготной ставки такие проекты не окупаются.
Milknews: Расскажите, пожалуйста, куда именно на экспорт пойдет продукция?
А. Лосев: Экспорт для нас сейчас — это в основном Юго-Западная Азия, потому что европейские и американские рынки закрыты для нас. «Молвест» уже поставлял туда продукты переработки подсырной сыворотки, и пробные партии показали, что всех все устраивает и клиенты ждут новых объемов.
Milknews: А на сколько перспективным, на ваш взгляд, является рынок молочных ингредиентов России?
А. Лосев: Наш рынок уже довольно насыщен предложением. Кроме нас, в этом направлении работают еще четыре компании, но мы находимся немного впереди и у нас больший ассортимент. Импорт на рынке тоже до сих пор сохранился. Новых потенциальных конкурентов сдерживают маленькая емкость российского рынка, огромные инвестиции в производство ингредиентов, высокие кредитные ставки и неопределенная внеполитическая и внешнеэкономическая ситуация, в том числе риски ужесточения санкций.
Milknews: Каков, по вашим данным, объем рынка молочных ингредиентов России?
А. Лосев: По информации экспертов, сейчас объем рынка составляет около 4 тыс. тонн сывороточного белка в год, а в ближайшие три года он может вырасти примерно на 30%. При этом доля «Молвест» на этом рынке колеблется между 30 и 40%, а после строительства завода он может достигнуть 50%.
Milknews: Сколько составляют капитальные затраты «Молвеста», запланированные на 2024 год?
А. Лосев: Обычно в год мы тратим на эти цели от 2 до 4 млрд рублей. В прошлом году мы потратили существенно ниже, в этом году сумма тоже будет немного меньше – 1,5 млрд рублей. В основном средства идут на проекты по оптимизации и увеличению эффективности существующих заводов. Сейчас наше оборудование по многим ассортиментным категориям загружено почти на 95%, что мы считаем ненормальным, поскольку существует риски поломок, и при этом нет возможности быстро получить оригинальные запчасти. Оптимальным мы считаем объем загрузки линий на 70%.
Milknews: Как планируется решать эту проблему?
А. Лосев: Я думаю, остановки неизбежны. При настолько высокой загрузке и отсутствии запчастей очевидно, что поломки и простои будут. Для того, чтобы форс-мажорных ситуаций было меньше, мы стараемся вовремя проводить планово-предупредительные работы на линиях. Кроме того, мы нашли компании, которые могут изготавливать из металла некоторые запасные части. У кого-то получается, у кого-то не очень, но в целом такие решения есть. Кроме того, мы увеличили бюджет на запчасти, который вырос втрое. Сейчас у нас на складах больше 70 миллионов запчастей.
Milknews: Ожидаете ли вы консолидацию на рынке в связи со сложившейся ситуацией?
А. Лосев: Мы считаем, что уже в следующем году несколько компаний не выдержат конкуренцию и будут проданы в том или ином виде. Мы уже сейчас видим эти компании. Речь идет о региональных предприятиях по производству сыра, у которых ресурсы для расширения бизнеса подошли к концу. Вместе с тем, для компаний, которые более устойчиво стоят на ногах, выход в новые регионы или покупка чужого бизнеса тоже могут быть довольно затруднительны из-за высокой ставки кредитов. Приобретения возможны по схеме слияния или продажи с большим дисконтом от рыночной стоимости. При этом непрофильные компании, в том числе связанные с добычей полезных ископаемых или с металлургией, могут быть заинтересованы такими сделками, поскольку у них есть на это средства. Такие сделки уже проходят в смежных отраслях.
Milknews: Рассматривает ли «Молвест» возможность таких приобретений?
А. Лосев: С нашей стороны приобретения возможны. Мы всегда на низком старте и всегда рассматриваем различные варианты. Поэтому если что-то интересное появится, то почему нет? Но это скорее неосновная стратегия развития для нас, основное для нас – это органический рост.
Milknews: Планируется ли компания переориентироваться с выпуска одного вида продуктов на другие?
А. Лосев: Пока нет. Я думаю, пока на молочном рынке достаточно емкости, чтобы расти. Год или два года назад никто не рассчитывал на рост рынка, но тем не менее, он произошел. На текущий момент уровень благосостояния реально поднялся, и люди стали тратить больше денег в том числе на покупку более вкусных и дорогих продуктов. Но рано или поздно насыщение произойдет, потому что желудок не резиновый. Тогда и будем думать.
Milknews: Получается, что пока российский рынок интереснее для «Молвеста», чем экспортный?
А. Лосев: Да, сейчас мы всего 20% из всего объема выпускаемых сухих ингредиентов направляем на экспорт. Российский рынок для нас более доходный и более интересный. В большей степени это связано с издержками на транзакции и большими транспортными расходами. Доставка до Китая из России стоит втрое дороже, чем из Польши. Да и в целом китайский рынок не очень интересен нам с точки зрения доходности. Китайцы - друзья хорошие, но любят дружить за наш счет, поэтому всегда просят дисконт при поставках.
Milknews: Куда еще, кроме Китая, поставляется продукция «Молвест»?
А. Лосев: На Китай приходится примерно 35% поставок. Остальную часть делят между собой страны Юго-Восточной Азии, Ближний Восток и Северный Африка. Это хорошие рынки с конкурентоспособными ценами и большой емкостью. Однако открытым остается вопрос, сможем ли мы в ближайшем будущем производить и продавать молочную продукцию по мировым ценам. Уже сейчас текущая цена на молоко в России существенно выше уже европейской. Мы прогнозируем, что осенью цена на эту продукцию будет на 30% превышать показатель прошлого года. При таких ценах как мы сможем конкурировать с европейцами? В связи с этим выходить на новые экспортные рынки мы пока не планируем.
Milknews: Ожидаете ли вы при этом рост выручки компании в 2024 году?
А. Лосев: Все показывают рост, и мы покажем. Думаю, прирастем примерно на 15-18%.