Узи Моалем, Нурит Аргов Хорошо отлаженные процессы в отрасли – ключевой фактор успеха
Ведущие специалисты израильского научного центра молочного животноводства Узи Моалем и Нурит Аргов поделились эксклюзивными знаниями по поводу цифровизации на фермах, улучшению генетического потенциала коров и увеличению процента жирности в составе молока.
- Израиль является лидером по эффективности молочной отрасли. Расскажите, пожалуйста, о ключевых факторах успеха, которые помогли достичь таких результатов?
Узи Моалем: Во-первых, улучшению молочного хозяйства в Израиле способствует тесное взаимодействие между учеными, фермерами, государством, а также консультантами в области сельского хозяйства. Во-вторых, непредвзятость и открытость к новым идеям среди израильских фермеров – это один из важнейших ключевых факторов повышения эффективности молочных хозяйств. Вы можете делиться знаниями, но, если фермеры не будут готовы эти знания внедрять в работе – никакого прогресса не будет.
Хорошо отлаженные процессы в отрасли – следующий фактор успеха. Высокому уровню организации всей отрасли содействуют Израильский совет молочного животноводства, который управляет планированием производства молока по всей стране и осуществляет регулирование молочной отрасли, а также консультанты в области сельского хозяйства, ученые и сами фермеры. Все процессы хорошо организованы, и это помогает из года в год повышать результаты и добиваться прогресса.
Приведу в пример проект по улучшению генетического потенциала коров. Мы очень активно используем новые технологии, более 90% всего надоя молока в Израиле регистрируется и фиксируется ежедневно в информационной системе. Большинство ферм в Израиле компьютеризированы, и вся информация стекается в одну базу данных. Благодаря этому у нас есть информация почти о всех коровах в Израиле и возможность выбрать самых лучших коров по всей стране. Эти лучшие коровы осеменяются от лучших быков страны. Затем мы отбираем бычков, рожденных от этих лучших коров со всего Израиля и улучшаем генетический потенциал. Это один из примеров, как нам удаётся эффективно управлять процессами, благодаря этому Израиль так продвинулся в молочной отрасли.
Вы говорите, что продуктивность коров в Израиле повышается с каждым годом, а количество коров при этом уменьшается. С чем связан этот процесс?
Узи Моалем: Количество коров снижается из-за системы квотирования производства молока. Мы достигаем объема производства в рамках квоты с меньшим количеством коров, которое постоянно снижается. Продуктивность стада повышается благодаря улучшению генетического потенциала коров, строительству комфортных коровников, грамотному менеджменту на фермах. Все эти меры значительно повышают надои молока.
Кормление тоже очень важно. Мы постоянно работаем над улучшениями рационов: пробуем новые кормовые составляющие, новые сочетания комбикормов, новые витаминные и пищевые добавки, чтобы повысить эффективность молочного производства.
Расскажите, какие ключевые методы управления фермой влияют на продуктивность и эффективность?
Узи Моалем: Фактор успеха заключается в том, что руководители крупных молочных ферм хорошо образованы и открыты ко всему новому. Если мы определяем какую-либо цель, фермеры сразу начинают продумывать план действий, многие прогрессивные вещи были предложены и осуществлены именно ими.
Нурит Аргов: Я совершенно согласна с Узи, наши фермеры очень хорошо образованы, они разбираются в физиологии, пищеварении и эндокринологии животных и знают, как коровы реагируют на перемены в содержании. Все эти знания позволяют фермерам соблюдать требования и рекомендации по содержанию от консультантов и учёных — таких, как мы с Узи.
Как вы считаете, насколько велико влияние цифровизации в управлении фермами?
Узи Моалем: Я не представляю, как можно управлять фермой с 200-300 дойными коровами без этих технологий, они существенно повышают эффективность и облегчают контроль. Ты садишься за компьютер и через 10 минут знаешь абсолютно всё, что происходит сейчас на ферме с коровами, с состоянием их здоровья, с репродукцией — надо ли вам их осеменять или лечить. Я уже не говорю о подробных отчётах – не только ежедневных, но и за месяц, за сезон, за целый год. Вы знаете, всё о каждом участке своей деятельности.
Каждый год по инициативе Министерства сельского хозяйства Государства Израиль проводится множество специализированных курсов, в работе которых принимают участие большое количество представителей молочного отрасли страны. Подобные образовательные мероприятия способствуют налаживанию коммуникаций между представителями индустрии и властями: правительством, Израильским советом по молочному животноводству и другими официальными органами.
Какие методы управления молочными фермами вы бы посоветовали внедрить в России?
Узи Моалем: Недавно я разговаривал с одним из топ-менеджеров крупной российской молочной фермы, и понял, что они управляют огромным предприятием без ежедневной фиксации и записи цифровых данных. Я не понимаю, как можно управлять такой огромной фермой без этих технологий. Поэтому первый шаг – цифровизация производства, вы сможете проанализировать показатели и определить, какие действия нужно предпринять в дальнейшем, чтобы повысить результаты. Второй шаг – улучшение системы кормления, качества кормов и потребляемых добавок.
Ученые Израиля работают над повышением содержания молочного жира в молоке. В России тоже ведутся работы в этом направлении. Как думаете, какие основные факторы поспособствуют решению этой задачи в нашей стране?
Нурит Аргов: Во многом объем надоя и содержание жира находятся во взаимных отношениях. Более высокий надой молока обычно снижает содержание жира в молоке. Тем не менее, вы можете поднять содержание жира.
Два основных фактора, которые влияют на процент содержания жира в молоке – это, во-первых, генетическая селекция. Чтобы её осуществлять, необходимо реализовать индивидуальную ежедневную запись данных о результативности каждой коровы – по крайней мере, сколько молока было произведено. В Израиле мы делаем так: каждый месяц образец молока от каждой коровы отправляется в центральную лабораторию, где исследуется на общее содержание жира, протеина, соматические клетки и другие показатели. Так мы начинаем понимать и собирать данные о качестве молока. Кормление – второй важный фактор, который нужно принимать во внимание. В Израиле 90% и более всех коров едят корм, энергетическая ценность которого составляется за счёт зерновых и защищенных жиров. Защищённый жир – очень мощный инструмент, позволяющий повысить количество потребляемых коровой калорий.
Таким образом, сочетание генетической селекции и грамотного кормления – два самых мощных инструмента для улучшения качества и состава молока.
Узи Моалем: В Израиле функционирует специальная система подбора для каждой из коров. Когда необходимо произвести искусственное осеменение, программа предоставляет данные, какая корова дает много молока, но с низким содержанием жира, и рекомендует скрестить её с быком, от которого рождаются коровы, дающие более жирное молоко. Это одна из проблем, которую мы решаем при осеменении каждой из коров. Всё это благодаря наличию данных: так мы можем производить подбор, зная какую корову с каким быком лучше скрещивать.
Нурит Аргов: Подбор конкретного быка для конкретной коровы с целью увеличения потенциала потомства возможен благодаря племенной книге. Такая книга очень полезна, в ней хранится информация о надоях молока, жирно-кислотном и белковом составе молока, соматических заболеваниях и т.д. Это параметры, которые легко собрать, легко определить, и затем через время использовать для скрещивания конкретного быка с конкретной коровой. При этом наличие быков необязательно. Можно импортировать, например, из Канады, семя быков с хорошими характеристиками, которые можно передать потомству. Опять же, надои, склонность к маститу и прочие параметры составляют основу этих данных.
Узи Моалем: Племенная книга включает в себя не только производственные данные, но и информацию о репродуктивности и фертильности. И каждый год все молочные хозяйства в Израиле проводят анализ данных. Таким образом у вас есть возможность проанализировать, что происходит на ферме, снижается или повышается фертильность, растут или падают надои. И в следующем году вы уже работаете, опираясь на анализ данных за предыдущий год. Всё это благодаря племенной книге.
80% коров в Израиле застрахованы. Как это помогло улучшить показатели по выбытию коров, и за сколько лет удалось достигнуть данного показателя?
Узи Моалем: Система зародилась 70 лет назад, существует ветеринарная организация «Хакаклайт» (Hachaklait), которая производит страхование. Что касается показателей по выбытию, то они бы могли быть гораздо ниже, но на них большое влияние оказывает система квотирования Израиля, так как она принуждает фермеров сокращать количество коров. А система страхования просто помогает поддерживать здоровье коров на все 100%.
Рационы кормления: как сильно они изменились за 20-30 лет? Какие новые компоненты помогли добиться таких впечатляющих результатов в молочной отрасли Израиля?
Узи Моалем: Не только в Израиле, но и во всем мире добавки из защищенного жира внесли множество изменений в рацион. Лет двадцать назад люди боялись последствий от употребления природного жира, его воздействия на содержание клетчатки и процесс пищеварения. Но за последние двадцать – двадцать пять лет было много разработок в области жиров, и в рационе их стало больше. Даже в Израиле в самом начале был серьезный протест против их использования. Я сейчас говорю о защищенных жирах. Но теперь сложно найти схему питания коров, в которой нет хотя бы 200 или 300 граммов жира. Помимо этого, в фермерском хозяйстве мы используем добавки, такие, как дрожжи и прочие. Они тоже играют свою роль в улучшении производства молока, но их роль не настолько существенна. Так что, если говорить об ингредиентах, я считаю, что жир – это главный ингредиент, который вошел в рацион за последние двадцать лет.
За последние десятилетия появились компоненты, которые помогли повысить надои и содержание белков и жиров в молоке: защищенные жиры, белки и аминокислоты. В каком направлении сейчас движутся исследования с точки зрения повышения эффективности кормов, какие компоненты будут вводиться в ближайшие годы? Над чем сейчас работает научное сообщество Израиля по вопросам молочного животноводства?
Нурит Аргов: Я думаю, что сейчас больше всего в фокусе исследований антиоксиданты и полифеноловые продукты. Мы пока не знаем ни степень их эффективности, ни способность животных реагировать на стрессоры. Например, существует тепловой стресс, и мы должны знать, как предотвратить его влияние на производственную эффективность. Большое внимание стоит уделить предотвращению воздействия токсинов на продукты, использующиеся в качестве корма для сельскохозяйственных животных. Вы также упомянули защищенные аминокислоты. Это тоже важный аспект, который подлежит тщательному исследованию не только в контексте влияния на производительность, но и на здоровье потомства.
Узи Моалем: Если говорить об Израиле, в ближайшие годы будут вестись разработки по двум или даже трем направлениям. Первое – это внедрение новых кормовых культур: киноа и различных видов бобовых. Второе направление связано с использованием побочных продуктов. Практически все побочные продукты промышленности могут быть использованы. Мы изучаем степень их пригодности для использования и эффективность. Это очень важный сектор в разработке рациона питания в Израиле не только для молочных коров, но и другого крупнорогатого скота. Третье – защищенные аминокислоты. В следующем году мы проведем ряд исследований, чтобы выявить новые преимущества защищенных аминокислот и определить, как с их помощью сделать рацион еще лучше.
Вы упомянули, что в Израиле уже нет коров, в рационе которых не присутствовал был защищенный жир. В России в СМИ вопрос применения защищенных жиров активно обсуждается, порой в негативном ключе. Какое у вас мнение на этот счет?
Узи Моалем: В рационе наших коров содержится большое количество защищенного жира, и у них нет никаких проблем со здоровьем. Даже если мы увеличим количество жира в рационе, это не нанесет ущерб состоянию коров и надоям.
Нурит Аргов: Рубец жвачных животных функционирует не так, как однокамерный желудок человека, мышей или других животных. Поэтому жир в молоке отличается от того жира, который употребляет корова. В рубце происходит множество метаболических процессов с участием ферментов, которые преобразуют жир. Часть усваивается организмом животного, часть поступает в молоко. Это очень сложный физиологический эндокринный процесс, который определяет состав молока. Если рацион содержит повышенное количество пальмитиновой кислоты, это совсем не значит, что в молоке её тоже будет много.
Почему вы решили поучаствовать в семинаре Группы Компаний «ЭФКО», ради которого вы прилетели в Россию?
Нурит Аргов: Это мероприятие важно для нас, как для людей, связанных с молочной промышленностью. Мы хотим поделиться нашими знаниями о том, как содержать скот и осуществлять производство молочной продукции.
Узи Моалем: Мы видим в компании «ЭФКО» перспективного и интересного партнера для реализации долгосрочных проектов и совместных научных и практических исследований в области молочного животноводства.