Максим Поляков, «Фудлэнд» Рынок импортного сыра в этом году окажется под большим давлением
По данным аналитиков Milknews, импорт сыров и творога в Россию вырос почти на 12% в период с января по октябрь прошлого года. Генеральный директор компании «Фудлэнд» Максим Поляков, рассказал нашему порталу, чего ждать от этого сектора российской экономики в ближайшей перспективе, учитывая влияние девальвации рубля и продуктового эмбарго.
С одной стороны, российский рынок на сегодняшний день в условиях эмбарго недоступен большинству мировых производителей. С другой стороны, в значительной степени объём поставок с открытых рынков также продиктован конъюнктурой мирового рынка. То есть если в какой-то момент цены достаточно интересны и привлекательны, то возможно увеличение объёма. А если ситуация будет более интересна на мировом рынке, чем, например, на российском, то нет.
Российский рынок в свою очередь сильно страдает от обесценивавшегося рубля. А как вы понимаете, любой импорт с этой точки зрения сильно зависим. Рубль по итогам 2020-го года стал одной из самых недооцененных, с одной стороны, а с другой - самых девальвированных валют мира. И если рассматривать с этой точки зрения, то я вижу, что 2021 год будет очень сложным, потому что пока ситуация на валютном рынке значительно не меняется: нефть уже стоит 60, при этом курсы не особо изменились.
Мне кажется, государству с точки зрения политики это достаточно выгодно, но для любого импортера - это большая нагрузка. Поэтому рынок импортного сыра в этом году будет под большим давлением. Единственное, что вы должны правильно понимать, когда я говорю “импорт”, я прежде всего имею в виду дальнее зарубежье. Ведь 85-90% импорта на рынке сыра сегодня - это Беларусь. Они работают в рублевой зоне, поэтому я думаю, что и дальше будут наращивать объемы, потому как это для них основной рынок сбыта.
Объём экспорта будет скорее всего больше, чем в прошлом году. Поскольку в той же Белоруссии запустились новые проекты, и есть весьма амбициозные производители, которые будут стремиться усилить свое положение на российском рынке.
Что касается дальнего зарубежья, фактически мы говорим о двух европейский странах: Швейцария, Сербия, и о Южной Америке. Учитывая ситуацию и внутренние процессы в Европе, то их продукция будет дорожать, причем в валюте. С этой точки зрения это будет двойной удар и для российского потребителя, и для импортёра.
Что касается Южной Америки, пока ситуация представляется тоже как достаточно непростая, они как раз сейчас выходят из сезона “большого молока”. Какого-то давления со стороны производителей не будет, при том, что цены сохранятся достаточно высокие.