Руслан Сагитов, «Белое озеро» Готовим первые поставки нашей продукции в Казахстан и Узбекистан
Отказ от производства всей кисломолочки, запуск экскурсий на свои фермы и выход на зарубежные рынки. За последние два года в работе компании «Белое озеро» произошли масштабные изменения. О преодолении сложностей, перспективах экспорта и преимуществах ведения соцсетей, Milknews рассказал директор предприятия Руслан Сагитов.
Milknews: С какими результатами ваша компания закончила непростой 2022 год, и каких достижений ждет от текущего как в производстве, так и в переработке молока?
Р. Сагитов: Главным событием 2022 года для нас стал запуск в ноябре молочного комплекса на 1080 коров. Весь год мы жили этим проектом и к счастью пришли к логическому завершению.
Что касается производственных показателей, то валовый надой у нас вырос на 50%, переработка соответственно тоже.
В 2023 году также планируем вырасти на 50% как по надоям, так и по переработке. Сейчас доим 26 тонн молока в сутки, а хотим выйти на 45 тонн. В ближайшие лет 5 мы сможем это сделать. Соответственно, сейчас сразу же с запасом расширяем нашу переработку, чтобы суметь увеличить этот объем.
Milknews: Ваша компания известна своими новаторскими, смелыми идеями: это и космическая линейка для Байконура, и доставка продукции дронами во время пандемии. Над какими новыми креативными проектами вы сейчас работаете?
Р. Сагитов: Сейчас мы больше озабочены выживанием, чем креативом. Креатив сейчас по большей части только у технологов. Им дана свобода, они что хотят, то и делают. Много готовят разных сыров и продуктов. Пробуем, дегустируем, думаем: пойдет на рынке или нет. Пока склоняемся к тому, чтобы попробовать выпустить на рынок сладкие десерты на основе сыров: конфетки, рулеты. Пока это все готовим чисто для себя, тестируем. Вроде хорошо получается. Начнем продавать в своей сети в Оренбурге, у нас тут 5 точек. Если получится, то тогда можно выходить на более широкий рынок.
Milknews: Почему решили совсем уйти от кисломолочки?
Р. Сагитов: Сыграли роль два фактора. Первое, когда вышли на определенный уровень объема переработки, у нас возникла проблема с реализацией. Продукта стало много, нужно было кому-то продавать. Мы вышли на федеральные сети: “Магнит” и “Пятёрочка”, их в Оренбурге около 200 магазинов. Возить начали туда, но, к сожалению, продажи так и не раскачались. Причины я назвать затрудняюсь. С витрины продукт периодически пропадал, но когда мы спрашивали, почему вы не заказываете больше, нам отвечали, что заказывает робот, ничего сделать не можем.
Мы прожили в таком режиме 3-4 месяца, на небольших объёмах, логистика съедала весь доход. Год заканчивали с большими убытками. К тому же подходило 1 января. А 1 января у нас начинал действовать “Честный знак”. Мы как представили, что в 200 магазинов нам придется так возить ещё и с “Честным знаком”, поняли, что лучше этого не делать. Решили, что лучше для нас будет закрыть это направление, потому что нам нужны были инвестиции и для маркировки, и вопрос с продажами не был решен. Решили перейти на сыры и масло, которые с длительным сроком годности, которые можно довезти хоть в другую страну, мы не ограничены внутренним рынком. Поэтому выбрали продукт длительного хранения, который проще продать.
Что касается “Честного знака”, мы были в числе компаний, среди которых проводился эксперимент, поэтому мы понимали, насколько это будет для нас сложно, муторно и дорого. А сыр проще маркировать, количество марок существенно меньше, поэтому мы клеим коды в ручном режиме, это не создает больших проблем. Так что в отказе от кисломолочки ускорить принятие решения помогла и маркировка в том числе.
Milknews: Вы очень активно ведете социальные сети и показываете изнутри жизнь своего предприятия. Помогает ли это в популяризации вашего молочного бренда “Белое озеро”?
Р. Сагитов: Это, прежде всего аналог СМИ, для нашего села, района. Люди знают, чем мы живем, что делают их родные, друзья, которые трудятся у нас. Но и признаю тот факт, что иногда к нам приходят из соцсетей и покупатели.
Мне всегда было интересно вести соцсети, но я не знал, о чем писать, чтобы было людям интересно. В итоге начал писать про ферму, свое дело, и людям это зашло. Это первый момент.
Второй. Говорят, что если ты хочешь научиться сам - учи других. Когда ты думаешь, о чем написать, ты освежаешь свои знания. Ты, так или иначе, вынужден делать осмотр своего производства, а когда ты делаешь осмотр, то снимаешь какой-то контент. Иногда только контент заставляет тебя выйти и пойти что-то снять. Если бы этого не было, я бы, может, меньше ходил и контролировал. А контроль все-таки важен. Ну и плюс, это хорошая история для наших сотрудников. Они сами, их семьи, друзья и близкие видят, что они делают, почему они это делают, у них растет уровень осознанности. Потому что если не рассказывать, то не все люди понимают, для чего они те или иные вещи делают. А так они видят конечную цель, к чему это приводит, и родственники видят, что их люди работают на таком уровне, на такую глубину погружаются в животноводство.
Еще это все для тех, кто хочет прийти к нам работать. Благодаря соцсетям уже создается образ нашей фермы, и они понимают, куда едут и что тут происходит. Есть определенные ожидания. Веду группу от себя, со своей личной страницы, потому что именно это цепляет аудиторию. Это получается очень правдиво и жизненно.
Milknews: Сейчас набирает популярность тема агротуризма. Развиваете ли вы это направление?
Р. Сагитов: Раньше мы активно приглашали людей на нашу сыроварню, но потом случился ковид, и мы перестали это делать. После ковида еще некоторое время людей пускали, а потом наши технологии взбунтовались: говорят, как только люди заходят в цех, сразу же у нас начинаются проблемы с созреванием сыров. В итоге теперь на наши сыроварни не пускаем. К сожалению, возможности ходить и смотреть из-за стекла, что происходит, у нас нет, поэтому вход на сыроварню закрыт.
Но мы построили новую современную интересную ферму, поэтому приглашаем людей туда. Люди приезжают с семьями, детьми. Денег за это не берём, просто показываем, рассказываем. Так что фермы пока ещё открыты, хотя тоже есть свои требования. Например, чтобы гости были из благополучных по заразным болезням регионов, потому что скот дорогой. То есть у нас цель не заработать на этом денег, а просто показать людям, что село бывает и другим, а не только таким, где все разваливается, заросло и ничего нет. Мы показываем современный облик села, хотим, чтобы люди понимали, что в деревне тоже можно жить, использовать современные технологии, быть на мировом уровне по некоторым направлениям, очень даже хорошо развиваться и в плане творчества, и в плане науки. Здесь ничем не хуже возможности.
Из-за этого в том числе, я веду и социальные сети, чтобы показать, что так бывает. Добро пожаловать, кто хочет! Потому что многие люди любят деревню, но, к сожалению, не могут туда поехать, потому что нет никаких условий. Во многих регионах село загибается. А есть другие - где можно развиваться. У нас сейчас, например, собрались специалисты со всей России: главный ветеринарный врач приехал из Тверской области, осеменаторы, зоотехники - из Калининградской области, Алтайского края, у нас были ребята из Бурятии. Кстати, они мои подписчики. Написали мне в ВК, что мечтают заниматься животноводством, хотя никогда в жизни этого не делали. Я им сказал: приезжайте, научим, не проблема. И они ехали из Бурятии на машине 5000 километров, полгода отработали, научились и ушли работать на другую ферму. Но мы с ними сразу договорились, что они могут и дальше развиваться, без обид, никто насильно держать не будет.
В общем, возвращаясь к теме агротуризма, на коммерческие рельсы мы пока переводить это не планируем. Хотя в 8 км от нас находится музей Черномырдина, там всегда много туристов. Они предлагают нам совместить экскурсионную программу: сначала едут к ним, потом - к нам. Но мы пока, к сожалению, так не можем. В первую очередь из соображений безопасности: ветеринарной и санитарной.
Milknews: Были ли проблемы в связи с введением санкций и сложностями с поставками различных составляющих для производства?
Р. Сагитов: Проблемы с упаковкой, например, нас не коснулась, поскольку мы к тому моменту уже перестали производить кисломолочку, полностью перешли на сыры и масло. С ингредиентами тоже не было сложностей. На нас нынешняя ситуация сказалась только через цены. Что-то подорожало, но всё есть в наличии и на адекватном уровне цены.
Больше это коснулось фермы, там есть некоторые проблемы, произошли более существенные подорожания запасных частей, средств для обработки вымени до и после доения, топовые растворы подорожали в 2-3 раза. Самые популярные дешевые остаются на том же уровне, но от них мало толка. А дорогих продуктов нет, их надо брать либо через Казахстан. либо через местных дистрибьюторов, которые также закупаются где-то за рубежом. Ещё неизвестно, что дальше будет с ветпрепаратами. И то ли это санкции, то ли защита внутреннего рынка, но есть проблемы с поставками ветпрепаратов.
Российские работают не настолько эффективно, чем те, к которым мы привыкли. А их ввоз в Россию сейчас Россельхознадзор запретил, потому что прошлой осенью вышли новые правила, согласно которым те фармкомпании, которые ввозят вакцины, должны сдать в наши лаборатории штаммы бактерий, которые они используют в производстве. Некоторые поставщики эти штаммы передают в наш российский банк, и они появляются на рынке. Но темпы очень низкие, этот процесс не быстрый, и некоторые препараты до сих пор отсутствуют. Но обещают, что осенью что-то изменится. Посмотрим. Пока используем российские. Пока были складские запасы, использовали их, но уже все, конечно, закончилось.
Milknews: В первой половине этого года во многих регионах молочные фермеры жаловались на падение цен на сырое молоко. Затронула ли вас эта тенденция?
Р. Сагитов: Конечно. Мы же живем в рынке. Как пошутил один знакомый предприниматель: мы выращиваем корма, надаиваем молоко, перерабатываем, осталось только самим съесть. Но пока не осилим столько. Хотя наши работники явно потребляют молочные продукты выше норм ВОЗ.
А если кроме шуток, то больший шок падение цен вызвало у тех, кто занимается производством молока, у кого есть фермы. Переработчики понимали, к чему все идет, потому что запасы накапливались. Поэтому для нас ситуация с ценами сюрпризом не стала. Когда мы видели, что на рынке начались проблемы еще примерно в ноябре 2022 года, мы стали придерживаться стратегии, чтобы не копить запасы. Мы понимали, что цены будут падать, поэтому по возможности старались держать нулевые склады. Поэтому мы практически с пустыми складами зашли в этот кризис и дальше продолжали, несмотря на то, что цены падали, все продавать. То есть не ждали того, что цена улучшиться, все наладиться.
Мы продавали по той цене, которая была на рынке. И считаю, что не прогадали. Проблема была в том, что некоторые наши покупатели просто отказывались покупать, и нам оперативно приходилось искать новых, потому что у нас есть b2b-клиенты, которые, например, перерабатывают наш обезжиренный сыр. Они просто останавливали производство, потому что у них был завал на складах. В этих случаях у нас высвобождался дополнительный объем. К счастью, мы справились.
Milknews: Есть ли проблемы во взаимоотношениях с торговыми сетями? Планируете ли расширять географию продаж?
Р. Сагитов: Мы не работаем сейчас с торговыми сетями. До этого опыт был. Проблема там обычно в согласовании цен и объемах поставок.
Географию постоянно расширяем. Пока дотянулись на востоке до Биробиджана, а на западе до Беларуси через наших дистрибьюторов.
По поводу географии по России, на продукция представлена в Москве, Московской, Смоленской, Владимирской, Рязанской, Самарской, Брянской, Оренбургской областях, Башкортостане, Татарстане. Мы преимущественно работаем на b2b рынке, у нас берут на последующую переработку. Возможно, наше масло и сыры где-то в сетях и продаются, но уже под другими марками, не под нашим брендом.
Milknews: Сегодня одним из главных трендов молочной отрасли является налаживание экспорта, в том числе на рынки стран Азии и Африки. Планируете ли развивать это направление?
Р. Сагитов: Да, нас там хотят, очень ждут. Курс валюты благоприятный для экспорта. Рынок более менее стабилизировался, нашел какой-то баланс, и теперь большие запросы на экспорт нашей продукции, нам постоянно звонят. Мы только-только получили разрешение, и сейчас готовим продукт под наших потенциальных покупателей в Казахстане и Узбекистане. В ближайшее время планируем начать поставки и развивать эти два рынка.
Milknews: Каково ваше видение дальнейшего развития молочного бизнеса в нашей стране?
Р. Сагитов: Выживут сильнейшие. Рынок консолидируется и найдет баланс. Останутся крупные игроки и мелкие фермеры. Отрасль станет ориентированной на экспорт. Бизнес найдет, кому продать.