Татьяна Крейтор, СБЕР Про Молочная промышленность еще недостаточно насыщена для консолицации, но тенденция есть
20 июля пройдет очередное заседание «Молочных сессий» - ежеквартальных встреч инвесторов и управленцев молочного бизнеса, которые проводят Союзмолоко и Milknews. В ходе мероприятия, флагманским спонсором которого выступил ключевой партнер сектора СБЕР Про, состоится презентация обновленных рейтинги крупнейших компаний отрасли - лидеров в производстве молока и молочных продуктов, а также сыров. В преддверии этого события Milknews поговорил с управляющим директором департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Татьяной Крейтор о том, какие направления развития являются актуальными для молочной отрасли в текущих экономических условиях, какие инструменты поддержки может предложить банк игрокам молочного бизнеса, а также что ожидает рынок в ближайшем будущем.
Milknews: В 2020 году, когда Сбер вместе с Союзмолоко презентовал Всероссийский справочник отрасли, вы говорили, что консолидация в отрасли будет продолжаться, будут уходить слабые игроки и появляться новые лидеры. Как вы считаете, справедлива ли была ваша оценка, и кого бы вы отметили на рынке, кто в последние годы выстрелил? Может быть, среди ваших ключевых клиентов.
Т. Крейтор: Кажется, совсем недавно, хотя прошло уже более 5 лет, стартовала программа льготного кредитования 1528, в рамках которой банк профинансировал инвестиционные проекты АПК на сумму более 700 млрд. руб.
Отрасль привлекала к себе внимание инвесторов из всех отраслей экономики, во многом тем, что в ней присутствовал большой объем государственной поддержки и общий посыл - импортозамещение. Однако, уже в 2019 году меры государственной поддержки стали меняться, мы увидели, как многие стали менять свои масштабные инвестиционные планы и переориентироваться на другие отрасли, задачи, направления. Далее наступила пандемия, которая стала дополнительной проверкой на прочность бизнеса, а сегодня все столкнулись с последствиями влияния геополитической ситуации.
Мы видим, что в ряде подотраслей АПК сформировались кластеры из лидеров федерального и регионального масштабов, группы с полной вертикальной интеграцией и без нее. И что особенно важно - максимальную вовлеченность команды и бенефициаров.
Теперь о консолидации бизнеса. Процесс этот длительный. Решение созревает не один год, так как в целом отрасль АПК характеризуется тем, что наиболее устойчива к разным вызовам, так как кормит нас и поит, создает продукты, без которых человечество не может существовать. Сейчас есть ряд сделок в молочной промышленности, направленных на объединение и создание новых проектов, экономически выгодных всем участникам. Это касается той ситуации, при которой, одна сторона имеет молочно-товарные фермы, а другая - хороший актив по переработке.
В целом, молочная промышленность еще не достаточно насыщена, чтобы этап консолидации в ней наступил, как, например, в тепличной отрасли, растениеводстве, где ежегодно проходят сделки М&A. Пока еще все впереди, однако небольшие региональные сделки M&A уже есть, когда крупный холдинг приобретает активы для расширения деятельности, создания вертикальной интеграции.
Тенденция к консолидации остается, ключевой вопрос в дальнейшей стратегии каждого участника рынка и наличии свободной ликвидности, возможности быстро привлечь кредитные средства.
Milknews: В последние несколько месяцев произошли важные изменения для отрасли и в части денежно-кредитной политики, и в части пересмотра бизнес-процессов. Как банк пережил период турбулентности? Какие новые меры и инструменты появились?
Т. Крейтор: Отмечу, что банк в начале каждого календарного года формирует кредитную и отраслевую стратегию, исходя из предпосылок в отрасли и условий государственной поддержки, баланса производства и потребления, импорта и экспорта.
Конечно, февральские события заставили изменить подходы, но лишь в том, что на первый план вышла поддержка уже финансируемых инвестиционных проектов и финансирование посевной компании. Проекты экспорта, на которые банк в начале года сделал акцент ушли на второй план.
Возобновлению инвестиционного льготного кредитования способствовало снижение ключевой ставки и проведение взвешенной оценки рисков не поставки оборудования, технологии, проведения пуско-наладочных мероприятий, проведения расчетов с контрагентами, оценка наличия альтернативных поставщиков в РФ или дружественных странах.
По факту оценки, банк принял решение о либерализации условий кредитования, углубив свою экспертизу в части возможных поставщиков, логистических цепочек поставок, условий расчетов, оперативно возобновил краткосрочное финансирование посредством продукта К7М (кредитование за 7 минут), активно включился в кредитование в рамках Постановления Правительства 375 (поддержка системообразующих компаний).
Milknews: Вы заявляли недавно, что в портфеле Сбербанка АПК составляет чуть менее 10%, объем финансирования отрасли в целом достиг 2 трлн рублей. Какое место здесь занимает молочный сектор?
Т. Крейтор: Банком профинансированы инвестиционные проекты молочной промышленности на сумму более чем 200 млрд рублей, в том числе проекты по переработке молока.
Milknews: Что происходило в последние годы в сфере государственной поддержки? Изменились ли отношения с ключевыми игроками отрасли? Какие инструменты банк сегодня считает наиболее эффективными? К какой идеальной модели здесь стоило бы стремиться?
Т. Крейтор: Государственная поддержка являлась и является одним из ключевых драйверов развития отрасли. На наш взгляд, ни один из инвестиционных проектов в данной отрасли не может быть реализован в отсутствие мер для привлечения новых инвесторов по причине длительной инвестиционной фазы, низкой рентабельности. Средний срок окупаемости молочно-товарных ферм 12-13 лет.
Крайне важно сохранение субсидирования на всем сроке реализации проекта, важна поддержка в части возврата субсидий на capex, что действует и в текущем году.
Финансированию новых инвестиционных проектов способствует повышение до 100% доли субсидирования ключевой ставки с 1 мая 2022.
Так как в молочной отрасли проходит период внедрения маркировки, субсидирование этой цели достаточно востребовано среди компаний в рамках Постановления Правительства 1528.
На наш взгляд, крайне важной мерой стало бы увеличение срока по инвестиционным кредитам на цели производства заменителей грудного молока с 8 до 15 лет.
Milknews: Приоритетным направлением для Сбербанка является оказание поддержки предприятиям молочной отрасли через дополнительные сервисы, важные для компаний сельскохозяйственной отрасли в связи с последними экономическими изменениями. Что именно может получить производитель?
Т. Крейтор: Одной из ключевых задач в молочной отрасли является построение ERP-системы, ведь если и говорить об оптимизации и цифровизации - это первое с чего стоит начать.
Дочерняя компания банка – «СберКорус» - стала надежным партнером для наших клиентов в решении этой задачи. Второе - это хранение данных и безопасность - компания BI.ZONE. Третье - это маркетинг и стратегия, с чем прекрасно справляется компания Strategy Partners.
Milknews: Тенденция консолидации, которую мы уже обозначали, действительно активно набирает обороты. Об этом свидетельствуют и рейтинги Milknews, которые в этом году в качестве флагманского партнера поддерживает СБЕР Про. Как вы считаете, это идет на пользу отрасли или это негативный тренд?
Т. Крейтор: Нет, конечно, начинающаяся консолидация - не негативный тренд.
Многие не желают продавать свой бизнес, они ищут соинвесторов, и лишь некоторые собственники без желания его продают. На вопрос почему?
Отвечаю: достаточно агрессивно растут цены на корма, ветеринарные препараты, генетический материал, курс валюты претерпевает серьезные колебания, маркетинговая стратегия отсутствует и в конечном итоге рост стоимости реализации сырого молока не коррелирует с затратами на его производство и переработку.
Важно, что в конечном итоге на любой хороший актив находится покупатель, бизнес продолжает работать.
Milknews: Какая компания экосистемы Сбербанка может помочь в анализе текущего состояния предприятия, в выявлении процессов, которые можно улучшить? Какие здесь могут быть выбраны новые стратегии для достижения лидерства и улучшения показателей?
Т. Крейтор: Strategy Partners занимается консалтингом по целому ряду направлений для нас. Это и стратегия развития в части анализа и оптимизации организационной структуры бизнеса, экономической оценки и разработки верхне-уровневой финансовой модели бизнеса, а также определения стратегических целей и приоритетов развития. Также речь идет об исследовании рынков России и мира: анализа динамики этих рынков, оценки конкурентной среды, отбора потенциальных потребителей и анализа требований к продукции.
Кроме того, SPG помогает в части разработки бизнес-модели, маркетингового анализа и инжиниринга, стратегии цифровой трансформации, разработки проекта готовой франшизы для расширения бизнеса, а также анализа подходящих мер государственной поддержки.
Milknews: Мы также говорили с вами два года назад о том, что серьезное влияние на сектор оказало введение электронной ветсертификации. Но за это время была также введена маркировка. Как вы считаете, как это повлияло на рынок? Что позволяет делать «СберКорус»?
Т. Крейтор: Маркировка - необходимая мера по борьбе с контрафактом. «СберКорус» предлагает готовые решение для комплексной маркировки товаров. Результаты уже есть, и они впечатляющие. Однако, ключевые негативные факторы - стоимость технологии и сервиса, доступность требуемого оборудования, что в конечном итоге снижает рентабельность производства и в конечном итоге находит своё отражение в конечных ценах для покупателя.
Среди положительных моментов можно отметить расчистку рынка и возможность получения субсидии на маркировку, цель льготного финансирования включена в Постановление 1528.
Milknews: В начале 2022 года мы называли перспективными направлениями экспорт, развитие онлайн-продаж и вертикальную интеграцию. Как вы считаете, что актуально сегодня с условием текущих вызовов?
Т. Крейтор: В начале интервью я отметила, что экспорт для большинства аграриев несколько сместился как фокусная задача на второй план. Реальный сектор сосредоточился на построении новых логистических цепочек, поиске поставщиков упаковки, подрядчиков и контрагентов внутри стран, рассмотрение проектов по строительству генетических и племенных центров в РФ первого и второго порядка.
Таким образом, импортозамещение выходит на первый план. Экспорт постепенно вернется как фокусная задача, тут лишь вопрос времени.
Milknews: Какие глобальные долгосрочные стратегические планы у компании в части работы в секторе АПК и в молочном сегменте в частности?
Т. Крейтор: Банк активно поддерживает молочную отрасль, инициирует изменения в Постановление 1528 в части расширения целей льготного кредитования.
На сегодняшний день видим перспективные направления в производстве сухого обезжиренного молока и сухого цельного молока, прочих продуктах переработки для производства спортивного и диетического питания, заменителей грудного молока.
На рынке традиционной переработки молока банк не видит инвестиционной активности. Продукция в достаточном количестве представлена в федеральных и региональных сетях. Тут можно подчеркнуть, что именно альтернативные рынки набирают обороты, диверсифицируя продуктовую линейку немолочных продуктов. В создании новых проектов по производству мягких видов сыров не вижу целесообразности, а сосредоточиться стоит на производстве твёрдых сыров, но такие проекты должны быть счетными обоснованными.