Сергей Жуков Последствия от "Меркурия" будут такими же, как и от других ГИС


ФГИС «Меркурий» - не первый опыт внедрения прослеживаемости в России. Первопроходцем стал ЕГАИС, контролирующий оборот алкогольной продукции, затем прослеживаемость ввели на рынке меховых изделий, а сейчас готовят подобную систему и в фармацевтике. Milknews уже подробно рассказывал об этих опытах.
Мы пообщались с директором проектного департамента ГК Визард Сергеем Жуковым, чтобы узнать, кто оказывается «первым пострадавшим» после того, как как у государственных систем заканчивается переходный период, и какими были последствия для рынка после подобных внедрений.
 

Когда внедрялось ЕГАИС, на начальном этапе как участники рынка, так и государство столкнулись с техническими неполадками и значительным финансовым ущербом. Разработчики не имели полноценного технического задания для разработки, а правительством на тот момент не были подготовлены необходимые документы и постановления, контролирующие разработку и внедрение системы. Ухудшали ситуацию постоянные требования по внесению изменений в ПО, ранее не запланированных. Так это запомнили мы, будучи участниками процесса.
 
В 2005 году алкогольные оптовики начали в срочном порядке обращаться к нам за помощью. Однако после анализа ситуации мы чётко поняли, что связать учётные системы с тогдашним ЕГАИСом совершенно нереально и, главное, бессмысленно.
 
Фактически, никакого соответствия между реально пришедшими партиями и ЕГАИСом не было. На оптовых складах организовывались специальные отделы, задача которых была «нарисовать» учёт в ЕГАИС.
 
Через пару лет такой работы оптовиков из этой системы вывели. С 2009 года запустили уже совершенно новую систему, которая была названа точно также. При внедрении учли ошибки, и, как нам кажется, в конце концов добились нужного результата. Сам процесс перехода был поэтапным: первыми перевели на обязательное применение ЕГАИС производителей; с 1 января 2016 года - дистрибьюторов; и только после этого подтянули розницу с 1 июля 2016 года. Таким образом, на настоящий момент функционирует целостная цепочка.
 
Наша компания подключилась к процессу с дистрибьюторов. И это выглядело следующим образом: большая часть из них тянули с этим вопросом до последнего, а крупные игроки делали громкие заявления вроде «вся торговля рухнет», «я выведу на площадь всех своих продавцов, если этот маразм действительно захотят ввести», «его точно снова отменят» и т.п.
 
В итоге, в ноябре 2015 года к ЕГАИСу были готовы менее 5% оптовиков. В первые послепраздничные дни января 2016 по телевидению было объявлено, что готовность рынка составляет чуть более 20%. А это, напомню, было уже время обязательного применения ЕГАИС. С этого момента оптовики лишались возможности получения алкогольной продукции и поставки её в розницу. Вот примерно с этого момента и начался, мягко говоря, ажиотаж. Нас - интеграторов - фактически разрывали на части все пострадавшие. Они готовы были платить любые деньги за возможность хоть что-то продать. Начали лихорадочно разбираться с собственным учётом, складскими системами, связками с ЕГАИС.
 
В конце концов рынку была предоставлена отсрочка на 1 квартал. При этом, участникам оборота было вменено в обязанность внести данные за этот квартал задним числом. Параллельно, естественно, налаживая свои системы.
 
В целом, и для участников оборота, и интеграторов это были очень нелегкие несколько месяцев. Но надо отметить, что к 1 июля того же года рынок отнесся гораздо более серьёзно, и никаких отсрочек или переносов уже не было.
 
Собственно, похожая картина наблюдалась и с внедрением ГИСМ (в народе - ШубаИС). Мы лично наблюдали наших хороших клиентов, которые буквально покрывались сединой у нас на глазах, осознавая, что у них всего месяц для заказа и получения контрольных идентификационных знаков, а также начала работы в системе "Маркировка".
 
Аналогично ситуация обстояла и с онлайн-кассами. Причём, в настоящий момент идёт так называемая «вторая волна», когда гораздо больше участников должны включиться в систему, чем год назад. Но это уже мелкие предприниматели, и активность мы наблюдаем ниже, чем была в аналогичный период в прошлом году. Надо полагать, это связано с самим типом лиц, принимающих решения. Несложно догадаться, что ожидается в июле этого года при таком подходе.
 
Разумеется, каждый раз при внедрении таких систем прослеживаемости существовали силы, лоббировавшие их перенос или отмену. Но пока не могу вспомнить ни одной системы, от которой государство в конечном итоге отказалось бы. Будет ли Меркурий первой такой системой? Вряд ли. Скорее, добавятся ещё и некие новые параллельные или агрегирующие системы.
 
Предвидя шквал обращений мы как раз и поняли, что силами даже крупной компании этот вопрос не решить, и включились в широкомасштабную работу по обучению консультантов и внедренцев по всей стране. Конечно же, мы понимаем, что «ездят не по правилам, а по дорогам», поэтому мы и в своих решениях предусмотрели разного рода сервисы, помогающие разбить внедрение на этапы. На первых этапах нужно решать самые горящие моменты – как, например, выписки транспортных ВСД по фактической отгрузке.
 
Иными словами, я не вижу чего-то принципиально нового в Меркурии по сравнению с другими государственными системами, призванными для увеличения «прозрачности» бизнеса для государства. Пожалуй, она сложнее с точки зрения выполняемых операций и на такой уровень отражения ещё не замахивалась ни одна из прошлых систем. Фактически, Меркурий - это учётная система в масштабе всей страны.

2941 просмотр

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 101


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
интекПром
Агрофарм
интекПром
Агрофарм