Константин Синецкий, ЮМС Перспективы экспорта кубанской молочной продукции пока нулевые
В 2023 году серьезным риском для молочной отрасли стало снижение потребительского спроса, считают в Национальном союзе молока (Союзмолоко). При этом производство продолжает расти. По данным союза, за два месяца этого года прирост составил порядка 8% в сельхозорганизациях. Эксперты уверены: нужно искать новый баланс на рынке. О перспективах молочного рынка Краснодарского края «Ъ-Кубань» рассказал генеральный директор Южного молочного союза Константин Синецкий.
Закупочная цена на сырое молоко в Краснодарском крае вернулась на уровень двухлетней давности — до 30 руб. за литр молока для тех, кто не имеет долгосрочных контрактов. И наблюдается тенденция к ее дальнейшему снижению. Крестьяне уже грозятся сократить поголовье молочного стада КРС, если цена уйдет за грань рентабельности.
На период снижения закупочных цен необходимо подключать меры государственной поддержки — субсидиями за литр молока доплачивать производителям, чтобы они получили свою прибыль.
На социальные продукты такие как молоко, кефир, сметана, спрос упал незначительно. А вот дорогие молокоемкие, например сыры, стали покупать существенно меньше. И восстановления спроса пока не наблюдается.
В среднем уровень реализации готовой молочной продукции на Кубани в первые месяцы этого года снизился на 5-7% по разным позициям по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Мы работаем над тем, чтобы дальнейшего падения не произошло. Кубанское молоко востребовано в других регионах, например в Крыму. И стабильно туда поставляется. Думаю, что с началом курортного сезона ситуация с ценами улучшится.
А вот перспективы экспорта кубанской молочной продукции пока нулевые. Всего ветеринарные процедуры для экспортируемой продукции занимают около 30-40 суток. Я не знаю видов кисломолочной продукции, которые после такой проверки оставались бы кому-то интересными. Сроки годности после этого будут на исходе, и ее просто не успеют реализовать конечному потребителю. Если продукт пригоден для продажи на внутреннем рынке, значит его качество достаточное, и нужно убирать искусственные барьеры, и руководствоваться только требованиями стран-импортеров. Тогда у продукции с небольшими сроками годности экспортные перспективы будут