Алексей Солодов, РЭЦ В 2024 году бюджет компенсации части затрат на сертификацию продукции будет увеличен вдвое
30 августа Федеральный центр «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России при участии РЭЦ провел ежегодную открытую конференцию «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК». О роли АО “Российский экспортный центр” в увеличении поставок продуктов АПК на зарубежные рынки, а также о совместных проектах с Минсельхозом в ходе конференции рассказал его вице-президент Алексей Солодов.
В прошлом году мы совместно с коллегами пересмотрели наши меры финансовой поддержки с двух позиций: с точки зрения ослабления и переноса обязательств компаний, получающих меры поддержки, и с точки зрения это цифровизации, то есть упрощения и ускорения получения этих мер. И действительно, за этот период произошел определенный скачок.
Если говорить про первую меру – это компенсация части затрат на транспортировку, то сейчас она достигает 25%, и нередко мы слышим от наших коллег из бизнеса, что нужно больше. Но хочу сказать, что при достаточно большом, но ограниченном бюджете, количество компаний, получающих поддержку, уменьшится, однако мы все-таки идем по пути диверсификации компенсируемого процента в зависимости от тех направлений, куда направлен экспорт. И в этом году был такой “пробный шар” по молочной продукции с возможностью компенсации 100%. Я думаю, что в данном направлении мы тоже будем работать и думать, как оптимизировать меры поддержки.
Наш тезис о том, что цифровизация мер вовлечет больше компаний, оправдался. В этом году по итогам обработки заявок мы можем сказать, что количество компаний, которые воспользовались этой мерой, увеличилось на 35%. Эта мера - самая востребованная, и, безусловно, сокращая издержки, она позволяет компаниям и стабильно работать ,и расширять свои экспортные возможности.
Что касается павильонов – на наш взгляд, это достаточно интересная тема. Действительно, есть 6 точек присутствия: Китай, Вьетнам, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет и Турция. Причем Турцию и ОАЭ мы рассматриваем как своего рода хабы, распространяющие свое влияние и на соседние страны, поэтому такая мера набирает обороты. Мы совместно с Минсельхозом отбираем продукцию компаний, которую будем продвигать на внешние рынки. Сейчас это уже тысячи видов продукции, образцы которых у нас стоят в павильонах и продвигаются.
Совместно с Минсельхозом в прошлом году мы проделали большую работу по так называемому реинжинирингу программы, когда львиную часть средств, выделяемых на эту программу, мы перелоцировали с содержания своих павильонов фактически на помощь в продвижении продукции: на листинг в торговые сети, выход на электронные торговые площадки, пересылку образцов - то есть на то, что непосредственно нужно экспортерам. У нас это получилось, это работает, и с каждым месяцем все большее количество компаний этим пользуется.
Например, листинг – это достаточно дорогая мера, и тем не менее она бесплатна для тех компаний, продукция которых уже готова к продаже. В конце года мы планируем цифровизировать листинг. К тому же сократится время на рассмотрение заявок, поэтому мера станет оптимальнее, и мы призываем компании опробовать этот механизм.
Компенсация части затрат на сертификацию продукции в этом году тоже собрала более тысячи заявок, наблюдается рост по сравнению с прошлым годом. Бюджет, который был выделен на этот год – 360 млн рублей, а в следующем году планируется ровно в два раза больше. Мера востребованная, до 15 сентября мы должны обработать все заявки и часть затрат компенсировать.
Хотел бы обозначить еще одну меру, которая распространяется не только на сельхозпродукцию – это компенсация части затрат на участие в выставочных мероприятиях. Если ваши компании приняли участие в этом или прошлом году в любых выставках за пределами РФ, не организованных Российским экспортным центром, то вы можете претендовать на компенсацию части затрат на участие до 700 тыс рублей для компаний малого/среднего бизнеса. Мы компенсируем до 2 млн рублей за одну выставку. Деньги есть, так что где-то в сентябре мы планируем объявить последний отбор и призываем к участию.
Самое последнее – в прошлом году мы перезапустили программу «Сделано в России», и ввели так называемый знак «птички». Эту «птичку» мы даем тем компаниям, которые получили соответствующее сертификаты, подтверждающие качество и надежность продукции. Мы, в свою очередь, бесплатно выдаем «птичку», а ее наличие позволяет продукции компаний принимать, так скажем, приоритетное участие во всех наших мерах: в выставках, в отборе в павильоны и электронные торговые площадки. То есть мы стараемся предоставлять максимум мер поддержки и пересматривать их в зависимости от влияния внешней среды.