Николай Трофимов, Нижегородский молочный союз Рентабельность молочных ферм региона снизилась на 4%
На днях прошло заседание правления Нижегородского молочного союза. На нем главы крупнейших региональных отраслевых компаний и эксперты отрасли обсуждали самые острые проблемы, стоящие перед региональными производителями, и пытались найти пути их решения. Основными выводами, сделанными на совещании, с Milknews поделился председатель союза Николай Трофимов.
Основной вопрос, который мы обсуждали на сессии, - это ценовой перекос на рынке в силу известных обстоятельств. Обмен продукцией между отраслями происходит в определённых пропорциях, и они были в очередной раз нарушены не в пользу производителей молока или работников. В итоге упала доходность от производства продукции ферм, снизилась доходность. Мы её рассчитали, по своим предприятиям, которые у нас остались и занимаются производством молока, она в среднем оказалась понижена на 4%. Речь про рентабельность ферм в целом, не только молока. Это значит, что для определенного количества и объёма производства, даже с учётом дотаций из госбюджета, производство стало убыточно. Без господдержки 40% объёма производства находится ниже 0%. Поэтому это проблема номер один.
Мы думали, что делать для того, чтобы спасти тех, кто находится не просто за пределами положительной рентабельности, а того, кто уже не может повторить даже простой цикл воспроизводства, потому что есть дефицит оборотных средств. Эти оборотные средства - проблема вторая. В период инфляции они быстро поедаются. И чтобы привести к какому-то общему знаменателю все цифры, нужно внести некоторые поправки на инфляцию. Мы вводим коэффициент инфляции и применяем его при расчёте рентабельности. Производственный цикл производства молока идёт примерно 15 месяцев, за это время все деньги, которые авансированы на затраты производства, обесцениваются, потому что за это время происходит опережающий рост цен на продукцию и услуги, которые используются в производстве молочных ферм.
Мы, используя данные Союзмолоко, для себя выявили , что динамика цен на продукты, которые используются на ферме, опередила за эти 15 месяцев динамику цен на сырое молоко примерно на 15%. Тогда у нас получается, что в среднем даже с учётом господдержки, молочные фермы сработали в среднем в ноль, это значит, что половина сработали в минус, половина - в плюс. Вот такая безрадостная статистика.
Так что же в этой ситуации нужно делать? Мы увидели, что все-таки и при этих условиях есть отдельные предприятия, которые сработали с хорошей рентабельностью. Мы разложили эту рентабельность по статьям издержек в сравнении со средними показателями по области. И показали, что можно ещё поработать и найти в себе внутренние резервы для того, чтобы остаться на плаву, просто выжить. Для этого сегодня требуется работать более экономно, и если раньше можно было использовать передовой опыт, лучшие мировые практики, сегодня такая роскошь недопустима. Нужно цепляться за все, что поможет сэкономить деньги и заработать дополнительную прибыль.
Еще один актуальный вопрос: что делать с теми, кто находится уже далеко в минусе, кому уже оттуда просто своими силами не выбраться. Обсуждали, что нужно обязательно находить какие-то возможности, чтобы более сильные предприятия могли поглощать слабых, иначе эти ресурсы выходят из сферы производства и начинают заниматься не молоком, например, а просто зерном. Кому-то этого, конечно, хватает, но теряются рабочие места.
Кардинально исправить ситуацию можно будет только в том случае, если продолжить инвестирование в проекты молочного животноводства. Для этого надо сохранить, и даже увеличить, господдержку. У нас на заседании был заместитель губернатора, и мы ему об этом говорили: что если мы увеличим господдержку на инвестиции, это позволит многократно привлечь деньги в отрасль, провести капитализацию, за счёт этого сохранить количество рабочих мест, увеличить налогооблагаемую базу. То есть нельзя сегодня экономить деньги на животноводстве, которые поступают в виде поддержки из госбюджета, потому что это в любом случае оправдано.
Еще один важный момент. Мы поняли, что при ужесточении такого экономического прессинга сильно пострадают малые формы хозяйствования, это крестьянские хозяйства и небольшие сельхозорганизации, где невозможно себя обеспечить всем, в частности, невозможно сформировать штат специалистов и добиться какого-то высокого уровня освоения технологий. Нужно создавать инфраструктуру поддержки.
Также мы будем встречаться со студентами аграрных учебных заведений для того, чтобы их перетянуть на свою сторону, потому что не секрет, что многие, заканчивая ВУЗы и колледжи, уходят куда-то в торговлю, другие сферы экономики, то есть они не идут в сельское хозяйство. А все почему? Во-первых, им не рассказали, что село сегодня - большое поле для бизнеса, что уже интересно, и второе, что до них не могут донести, это то, что здесь нормальные современные технологии, связанные с цифровизацией. Не могут этим увлечь молодежь.
Поэтому мы хотим провести ряд встреч со студентами и показать им, что знания можно коммерциализировать, можно получить хорошую самореализацию в бизнесе, плюс, вовлечь их в сферу цифровизации, рассказать, что сельское хозяйство сегодня очень интересно, очень перспективно.