Упаси 25

Максим Увайдов, Минсельхоз Разница в цене на органику и обычные продукты по мере развития производства сокращается


Закон об органическом производстве, работа над которым в РФ с переменным успехом шла много лет, в этом году вступил в силу. Он включил механизм, позволяющий производителям органики войти в правовое поле, реально отличить их от тех, кто просто ставит на своей продукции маркировку "био" и "эко", открывает перспективы для экспорта российской органики.

Вместе с тем через некоторое время на агрорынке может появиться и так называемая "зеленая продукция" - продукция с улучшенными экологическими характеристиками. Минсельхоз подготовил соответствующий законопроект.

О том, что сделано за прошедший год в сфере органического производства, повлиял ли на ситуацию коронавирус и каковы перспективы производства продукции под "зеленым брендом", рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель министра сельского хозяйства Максим Увайдов.

- На продовольственном рынке в настоящее время много продукции с особыми свойствами и по мере повышения интереса потребителей к здоровому образу жизни их число растет. Но сейчас государство из всех видов такой продукции на законодательном уровне урегулировало именно сегмент органической продукции. Почему?

- Органика стала первой в силу того, что этот сегмент мирового рынка продовольствия в последние 20 лет развивается самыми быстрыми темпами, и у нас есть все возможности активно включиться в этот процесс. Стремление к здоровому образу жизни и принципы устойчивого развития привели к тому, что за десять лет этот рынок вырос в пять раз.

Но органика - это премиальный сегмент. Следующий на очереди - "зеленый" стандарт. Это сельхозпродукция с улучшенными экологическими характеристиками. В отличие от органической она будет позиционироваться в более бюджетной и массово доступной ценовой категории, поскольку издержки для ее производства меньше.

Так постепенно на уровне стандартов и законодательства планируется определить все виды продукции с особыми свойствами, описать принципы производства и признаки самой продукции.

- Как вы оцениваете итоги первого года действия закона об органической продукции? Какие реальные сдвиги произошли в этом секторе аграрной экономики?

- Год - срок небольшой для реализации такой масштабной задачи. Но после вступления закона в силу была выстроена вся необходимая инфраструктура - появились органы по сертификации, заработала информационная платформа для ведения реестра сертифицированных производителей органической продукции.

- Сколько в нем сейчас производителей органики? Отразился ли коронавирус на процессах сертификации?

- В реестр включена информация о 51 производителе, они официально подтвердили соответствие своего производства требованиям закона. Еще порядка 60 производителей подали в аккредитованные органы заявки для прохождения сертификации.

Причем круг производителей такой продукции постоянно расширяется. Были, конечно, опасения в связи с пандемией, но реально спада активности не наблюдается.

В марте, например, на производство органики был сертифицирован первый российский виноградник в Крыму, прошли сертификацию несколько производителей органической алкогольной продукции. Есть и крупные игроки - например, компания "Майский Иван-Чай" с отдельной линейкой органических чайных напитков, в том числе ориентированных на экспорт. В реестр включена и фабрика по производству детского питания в Вологде, которая принадлежит Nestle.

Активно включаются в процесс и компании, которые выпускают не один вид, а достаточно широкий ассортимент органической продукции. Недавно, например, прошел сертификацию агрохолдинг, который производит продукцию от мяса до меда.

Учитывая время, необходимое для сертификации почвы в органическом земледелии, появление такого количества сертифицированных производителей органической продукции с начала года является хорошим результатом.

- Сколько сейчас компаний занимается сертификацией органической продукции в стране? Есть ли еще претенденты? Сколько, на ваш взгляд, их должно быть, чтобы процесс сертификации шел в соответствии с потребностями рынка?

- В настоящее время право на сертификацию органической продукции в стране имеют шесть компаний. Причем две из них получили аккредитацию в конце октября. Все они, естественно, аккредитованы Росаккредитацией.

Есть два основных критерия, определяющих емкость любого рынка: удовлетворение спроса и качество оказываемых услуг. Такие же принципы относятся к рынку сертификационных услуг. Для нас как регулятора принципиально важно, чтобы количество органов по сертификации как обеспечивающих инфраструктурных элементов соответствовало этим критериям и помогало развиваться отрасли.

Самое главное - исключить недобросовестных сертификаторов. Мы в нашей работе исходим из того, что все органы по сертификации должны быть обеспечены квалифицированным персоналом, технологиями, методиками.

- Какие меры господдержки производителей органической продукции действуют в настоящее время и какие еще планируется ввести?

- По инициативе министерства центр органической экспертизы Роскачества, который является одним из сертификаторов органической продукции, до конца этого года ввел бесплатную сертификацию для субъектов малого и среднего бизнеса. Сейчас обсуждается возможность продления этой меры.
Кроме того, органическая продукция включена в перечень продукции АПК, в отношении которой организациям компенсируется часть затрат, связанных с сертификацией товаров на внешних рынках.

Дополнительные меры поддержки производителей органики принимают и регионы. Например, отдельная программа софинансирования действует в Томской области, компенсации затрат на сертификацию - в Белгородской области.

Кроме того, с 2020 года субъекты РФ вправе самостоятельно определять ставки субсидирования на продукцию АПК в зависимости от применяемой технологии производства, в том числе на органику. Минсельхоз направил рекомендательное письмо в регионы об учете закона об органической продукции при определении ставок субсидирования.

Все это позволит сформировать устойчивый сегмент производства органической продукции, который будет удовлетворять как внутренним запросам покупателей, так и требованиям стран-импортеров.

- Новое производство требует и новых знаний, специалистов. Нужны и механизмы продвижения такой продукции на рынке. Что в этом плане делается?

- Это, действительно, очень важно, поэтому сейчас выстраивается и система образования, и механизмы продвижения этой продукции.

Для того, чтобы стимулировать органическое производство, созданы дополнительные образовательные продукты. Это программы повышения квалификации и переподготовки, отдельные направления подготовки специалистов в магистратуре. До введения ограничений, связанных с пандемией, проводились стажировки для обмена опытом российских и международных специалистов.

Созданием программы дополнительного профессионального образования активно занимается центр органической компетенции Роскачества, учебные и экспертные центры. Достигнута договоренность с компанией "Иннопрактика" о подготовке специалистов в области органического производства в рамках модернизации образовательных программ аграрных вузов. Пилот будет реализован в Воронежском государственном аграрном университете.

Результатом такого обучения должно быть не просто получение "корочки", а реальные знания и навыки.

Что касается продвижения органической продукции на внутреннем и экспортном рынках, то вместе с Роскачеством и крупными торговыми сетями разработана программа выделения сертифицированной органической продукции на полках ритейлеров, создан специальный раздел для ее популяризации на потребительском портале Роскачества.

Вместе с Российским экспортным центром подготовлены предложения по максимально широкому участию отечественных производителей в международных форумах, конференциях, выставках.

- Как решается проблема с продажей импортной органической продукции компаний, не имеющих российской сертификации? Импортеры не раз заявляли, что она может исчезнуть с российских полок, поскольку закон допускает только российскую сертификацию.

- В соответствии с международными договорами России признание зарубежных сертификатов допустимо только на взаимной основе. Это обычная международная практика. Аналогичные требования действуют при импорте органической продукции в государства ЕС.

В стандартах Международной федерации органического сельскохозяйственного движения (IFOAM) также не предусмотрена процедура прямого использования результатов иностранной сертификации, так как это влечет риски поступления на рынок фальсификата.

Кроме того, очевидно, что признание нашей страной зарубежных органических сертификатов в одностороннем порядке поставит российских производителей в неравные условия по сравнению с импортерами, которым не потребуется проходить сертификацию.

В настоящее время у нас отсутствуют технические и юридические сложности по внесению импортеров, прошедших процедуру сертификации по российскому законодательству, в реестр производителей органической продукции. Те иностранные производители, которые пройдут сертификацию по российскому законодательству, будут включены в реестр, у них будет право наносить на свою продукцию знак "органик" и реализовывать ее на территории РФ.

- Органические продукты обычно стоят значительно дороже обычных. Что говорит зарубежный опыт о перспективах снижения стоимости?

- То, что они значительно дороже, вполне понятно - себестоимость производства органической продукции выше по сравнению с обычной. Ведь она производится без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов.

Если посмотреть на зарубежный опыт, то на этапе формирования рынка органики ее стоимость там тоже существенно отличалась от стоимости традиционной продукции. Но по мере развития органического производства разница в цене снижается.

- Как быть уверенным в том, что на полках действительно органические продукты, а не фальсификат?

- Проверить подлинность сейчас просто - это может сделать любой покупатель, информация о сертифицированных производителях открыта. Реестр размещен на сайте Минсельхоза. После прохождения всех необходимых процедур орган по сертификации направляет нам информацию для внесения производителя в реестр, генерируется соответствующий QR-код для использования в маркировке продукции.

Кроме того, ввести потребителя в заблуждение не позволит и знак органической продукции единого образца - листок на зеленом поле с надписью "органик" на русском и английском языках. Этот знак могут размещать только те производители, которые прошли сертификацию в аккредитованных компаниях. Такая маркировка позволяет не только отличать на полках органическую продукцию от любой другой, но и исключить фальсификат.
Такие национальные знаки существуют во всех странах, где производится и продается органическая продукция.

- Но до сих пор еще можно встретить на полках продукцию с маркировкой "био", "эко" и им подобной. Есть такая продукция и за рубежом. Предусмотрено ли взаимопризнание терминологии?

- Что касается продукции "био" и "эко", то в настоящее время на нашем рынке это маркетинговые приемы, на такую продукцию закон не распространяется и никак ее не ограничивает.

Да, эти термины используются за рубежом. И в перспективе вопрос о взаимопризнании терминологии нужно будет урегулировать. После подписания соглашения, например, со странами ЕС о признании стандартов друг друга российский стандарт будет дополнен в части соответствия европейских терминов "эко" и "био" российскому "органик".

На нашем рынке также часто встречается термин "фермерская продукция". Он не установлен законодательством и определяет только организационно-правовую форму производителя. Фермы бывают разные, их продукция может производиться разными способами, поэтому само значение термина "фермерская продукция" размыто.

- С чем вы связываете перспективы развития производства органической продукции в РФ?

- Прежде всего, с активным введением в оборот земель, на которых можно производить такую продукцию. По темпам введения таких земель мы сейчас в числе мировых лидеров, и это серьезное конкурентное преимущество. В то время как во многих странах активное введение в оборот посевных площадей невозможно из-за ограниченности территорий.

- Каковы перспективы экспорта российской органической продукции? Какие продукты экспортируются сейчас и какие еще могут заинтересовать зарубежных потребителей в первую очередь?

- Наши природные преимущества позволяют говорить о весьма внушительном экспортном потенциале органической продукции.

В настоящее время в основном экспортируются продукция растениеводства, дикоросы и алкоголь. Потенциально уже сейчас есть спрос и на другие традиционные российские продукты, такие как мед и чайные напитки.

- А какова судьба законопроекта о производстве продукции с улучшенными экологическими характеристиками? Когда он может быть принят?

- Законопроект направлен в правительство в конце июня этого года. Надеемся, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Создание "зеленого" и одновременно доступного для массового потребителя сегмента продуктов питания является важной задачей.

- Как потребитель сможет отличать органику от зеленого стандарта? В чем принципиальная разница между этими продуктами?

- В отличие от органики при производстве продукции с улучшенными экологическими характеристиками применяются современные интенсивные, но при этом максимально безопасные агротехнологии.

В частности, разрешается использовать синтетические минеральные удобрения с особыми показателями по содержанию в них токсичных примесей, химические средства защиты растений с низким уровнем воздействия на окружающую среду, любые семена, за исключением ГМО-семян. Возможна их обработка препаратами для защиты растений.

- В случае принятия и реализации закона какой может быть доля этой продукции на рынке АПК РФ?

- По оценкам экспертов, емкость рынка продукции сельского хозяйства с улучшенными экологическими характеристиками составит порядка 900 млрд рублей.
 

1606295925
Источник: "Интерфакс"

6569 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
КАДРЫ
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Zinpro

Кизель - 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы