Игорь Варавин, ООО “Золотая Нива” Единственно верная стратегия развития - наращивание продуктивности стада
ООО "Золотая Нива" из Смоленской области заняло высокое место в рейтинге наиболее эффективных молочных хозяйств страны, представленном Союзмолоко, Milknews и компанией Streda Consulting. Секретами эффективности работы и планами на будущее с нами поделился генеральный директор компании Игорь Варавин.
Milknews: Как в текущих непростых условиях вам удается сохранять высокий уровень эффективности? Какие технологические инновации вы внедряете в производстве молока?
И. Варавин: Я бы выделил два фактора. Первый: технологическое производство отличается от колхоза тем, что при производстве молока четко выполняются все этапы технологии. Содержание, кормление, доение, ветеринария, осеменение, выявление в охоте, контрольные функции, глубокий мониторинг ключевых показателей и реакция на нежелательную динамику показателей и настойчивое воздействие к поставленной цели. Именно четкое соблюдение технологии является тем стержнем, который обеспечит устойчивость в любых непростых условиях. Этот стержень не позволит согнуться хозяйству при любых внешних бурях.
Люди, которые с нами работают, конечно, имеют маневр для рационализаторства, но только после обсуждения и согласования.
Второе: я бы назвал это консерватизмом. Ценовой фактор закупок не имеет права быть определяющим. Нельзя выбирать покупку кормов только по цене и декларации о качестве. К сожалению, зачастую это так и остается декларацией. Купите соевый шрот для протеина по цене дешевле, по декларации – сам бы ел, не запивая. Но там протеин поднят мочевиной, карбамидом, и у скота, как следствие, диарея. Поэтому прежде чем что-то купить надо проверить этот корм, как космонавта перед запуском в космос, и даже это не спасает, потому что на анализы привезут то что лучше, а производить будут в промышленных масштабах, исходя из идеологии дешевого входящего сырья. Поэтому после этапа анализов нужен этап пробного ввода на небольшой опытной группе. Да, это не самая дешевая тактика. Но это как раз и позволяет нам сохранить высокий уровень эффективности.
Milknews: Какие инвестпроекты в области производства молока были реализованы в последнее время? Планируете ли вы расширять или модернизировать производственные мощности в сегменте сырого молока?
И. Варавин: В апреле 2022 года мы приступили к инвестиционному проекту по расширению молочного комплекса на 600 голов. Он включает в себя строительство дополнительного двора на 600 голов, новую скважину, траншею для хранения кормов на 7 тыс т, площадку для хранения навоза и расширение деревни телят. На сегодняшний день проект в движении и построено около 20% от предполагаемых объемов. Уже введена в эксплуатацию новая траншея, строится новый двор.
В 2023 году мы планируем открыть проект, начать финансирование и приступить к удвоению молочной фермы с 2500 фуражного стада до 5000 голов фуражного стада. Объем инвестиций, по предварительной оценке, составит 2,5 млрд рублей.
Milknews: Какие объемы производства молока вы планируете получить по итогам года? Вырастут или сократятся объемы по сравнению с 2021-м?
И. Варавин: В 2021 году “Золотая Нива” произвела 26,932 тысяч тонн. В 2022 году компания планирует произвести 27,525 тысяч тонн. Объемы производства молока хотим нарастить на 2,2% без значительного изменения количества скота.
Milknews: Что бы вы могли посоветовать другим хозяйствам для повышения эффективности производства в текущих условиях?
И. Варавин: Считаю, единственно верной и жизнеспособной стратегией на длинной дистанции жизненного цикла хозяйства в молочном производстве – рост продуктивности скота. Иногда складывается ситуация, что меньшая стоимость рациона и меньшие надои более экономически эффективны на данный момент. Кажется, что доить 26 литров при прибыли в 8 рублей - это более эффективно, чем доить 35 при прибыли в 1 рубль. Часто так складывается конъюнктура себестоимости кормов, особенно покупных, доля которых в себестоимости молока составляет 42%. Так бывает и по полгода.
Но мой 14-летний опыт руководства хозяйствами показывает, что это ситуативная выгода, которая никогда себя не оправдывает в длительной перспективе. Потому что упасть до 26 литров можно за неделю, а подниматься снова до 35 - года 3.
При любых ситуативных условиях главной стратегией является рост продуктивности скота либо удержание существующей продуктивности при плохой конъюнктуре рынка. И прибыль является только вторичной, как это ни странно звучит. Потому что пройдут эти полгода, и хозяйство может остаться на 26 литрах, а тот, кто удержался на 35-ти будет иметь до 10 рублей прибыли, и это в разы покроет период плохой себестоимости. Именно это - единственно верная стратегия на длинную дистанцию.
Официальным спонсором рейтинга стала компания Cargill. Спонсорами рейтинга - компании «Коджент Рус» и Koblik Group.
Все рейтинги вы можете найти на сайте https://top.milknews.ru/