Законодательные изменения в 2019 году: что ждет молочную отрасль


Мы продолжаем подводить итоги года и уже обсудили основные события, тренды и топ самых читаемых текстов. Уходящий год запомнился в том числе множеством нормативных изменений, часть из которых не обошла стороной и молочную отрасль.

Основными направлениями законодательных изменений для сектора стали техническое регулирование, экология и вопросы ветеринарии. Подробнее о том, как изменятся “правила игры” в 2019 году, читайте в новом итоговом предновогоднем материале Milknews.

 

1. Категории опасности


Данная инициатива была запущена еще два года назад - тогда Минсельхоз России предложил изменить критерии отнесения деятельности производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности для федерального государственного надзора. Исходя из проекта, молочные предприятия предполагается относить к той же категории опасности, что и металлургические, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, а также ставить в один ряд с предприятиями, занимающимися переработкой мусора.

На данный момент Росстандарт разрабатывает информационно-технические справочники по новейшим доступным технологиям, в которых будут установлены требования по оснащенности и безопасности предприятий. Предполагается, что с 1 января 2019 года производствам, использующим НДТ, к ставке платы за негативное воздействие предприятия на окружающую среду “будет применяться коэффициент 0”, то есть плата с них взиматься не будет.

Тем не менее, некоторые риски остаются: предприятиям, отнесенным к первой категории опасности, придется получить комплексное экологическое разрешение и потратиться на внедрение НДТ на производстве. В том числе будет необходимо оснащать предприятие автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов вредных веществ и их концентрации, а также средствами для передачи в фонд государственного мониторинга окружающей среды информации о выбросах.

Предприятиям второй категории опасности необходимо право на получение комплексного экологического разрешения (при наличии справочников НДТ), а также обязательство по подаче декларации о сбросах.

Документы:

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”

Федеральный закон от 21.07.2014 №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

2. Законодательство о водоотведении


В продолжение экологической темы нельзя не упомянуть об изменениях в законодательстве о сточных водах, которые активно обсуждались бизнес-сообществом. С января вступят в силу поправки в ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, основная цель которого - предотвратить загрязнение предприятиями водных объектов. Главные опасения, касающиеся изменений, были связаны с тем, что в документ изначально планировалось заложить значения по минимальному уровню загрязнений. В таком случае компании не смогли бы сдавать недостаточно очищенные сточные воды в водоканалы и перед ними возникала необходимость строить собственные локальные очистные сооружения, стоимость которых значительно повысила бы издержки, и, по некоторым оценкам, сделала бы производство нерентабельным.

После долгих обсуждений внесенные с участием бизнес-сообщества изменения все-таки позволят предприятиям избежать строительства ЛОС, но только при условии заключения договоров с водоканалами и соблюдения согласованных с водоканалами нормативов. Данный формат взаимодействия с водоканалами предполагает оплату доочистки сточных вод, плату за негативное воздействие на окружающую среду, в свою очередь, вносят только водоканалы. Однако в случае, если водоканал не сможет справиться со стоками предприятия и откажет в заключении договора, у предприятий возникнет необходимость строительства собственных ЛОС. В настоящий момент Правительство ведет доработку законодательства в соответствии с поручением Президента по итогам совещания в Ставропольском крае.

С 1 января вступят в силу изменения, касающиеся негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, Постановление Правительства №644
“Состав и концентрация загрязняющих веществ”, а также единые федеральные нормативы и плата.

Документы:

Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

3. Утилизация отходов


В 2019 году планируется увеличить нормативы по утилизации, в том числе тары из бумаги и картона с 25% до 35%, стеклянной и полимерной упаковки с 10% до 15%. Кроме того, планируется рост экосбора из-за отсутствия раздельного сбора мусора, и, соответственно, источников отходов для утилизации. Нормативы по утилизации планируют повысить еще раз через год, в 2020-ом.

В части экосбора основной риск связан с тем, что его могут перевести в статус налога - соответственно, ответственность за него будет не административной, а уже уголовной. Напомним, что в России до сих пор отсутствует общегосударственная программа в части раздельного сбора мусора. Это также усложняет исполнение требований законодательства.

Документы:

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284.

 

4. Изменения в Технических регламентах
 

ТР ТС 033


В следующем году вступают в силу изменения техрегламента “О безопасности молока и молочной продукции”, которые касаются наименований и маркировки молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира. Второй пакет поправок находится в высокой степени готовности, в него входят требования к СОМО в йогуртах, указание номера ТУ на упаковке, погрешности в части содержания жира и другие изменения.

Документы:

О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)

ТР ТС 022


14 сентября 2018 года были утверждены изменения в техрегламент “Пищевая продукция в части ее маркировки”, которые меняют требования по легкочитаемости, размерам шрифтов и наименованию продукции.

Документ вступает в силу через 180 дней, при этом предусмотрен переходный период длительностью 2 года. Однако для того, чтобы не пришлось утилизировать старую упаковку, необходимо уже сейчас озаботиться вопросом соответствия текущей маркировки продукции новым требованиям.

Документы:

О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)
 

5. Лейкоз

Еще в 2016 году вступили в силу ужесточения нормативных требований, которые относились к приемке молока-сырья из хозяйств, неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота. После этого ЕЭК принял решение об исключении Приложения №5, которое вводит ограничение на использование сырья лейкозных коров, но оно еще не оформлено законодательно. Следует помнить, что на данный момент молоко из хозяйств, несвободных от лейкоза менее, чем на 12 месяцев - вне закона.

Документы:

Приложение 5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)
 

6. Закон о торговле

В ноябре были приняты поправки в Закон о торговле, целью которых был запрет возвратов продукции со сроком годности до 30 дней. Закон вступил в силу 9 декабря 2018 года, еще 180 дней предусмотрено на переходный период. Получается, что к 7 июня 2019 года все договоры должны быть переведены на новые условия. Говорить о рисках пока трудно, но в некоторых сегментах рынка уже заметны последствия - например, в категории хлебной продукции изменения в законе привели к снижению объемов закупок или пропорциональному снижению закупочных цен.

Документы:

О внесении изменений в статью 5 федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ
 

7. Ветеринарные препараты

Вступило в силу 28 решение ЕЭК, которое расширяет перечень нормируемых ветеринарных лекарственных средств в сырье. Из-за того, что между Решением и текстом Техрегламента “О безопасности пищевой продукции” до сих пор не устранили противоречия, в части установления минимальных допустимых уровней положения Решения не учитываются в рамках контрольно-надзорной деятельности.

На данный момент выявление любых лекарственных препаратов, кроме тех, что указаны в Техрегламенте, в любой концентрации - как в сырье, так и в готовой продукции, может привести к санкциям со стороны контрольно-надзорных органов. Под санкциями могут подразумеваться как штрафы, так и ограничения - от запрета экспорта до отзыва декларации. Кроме того, санкции к переработчикам могут дойти и до производителей использованного ими сырья.

Документы:

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. № 28 “О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения”
 

Перспективные направления


Прослеживаемость


ФГИС “Меркурий” на данный момент функционирует, однако правовые и технические ограничения остаются. В настоящий момент оформление эВСД обязательно для сырого молока и групповых упаковок переработанной молочной продукции - например, мешков СОМ или СЦМ, пастеризованного молока наливом. Минсельхоз и Россельхознадзор ведут работу по будущему включению готовой продукции в перечень подконтрольных “Меркурию” товаров. Как известно, кроме “Меркурия” планируется ввести маркировку - пилотный проект должен проводиться до конца 2019 года.
 

Изначально обсуждалось, что решение о выборе подхода для молочной отрасли будет приниматься по итогам результатов пилотного проекта, которые ориентировочно должны быть известны только в первой половине 2020 года, однако Минсельхоз уже разработал проект изменения приказов, которые сделают "Меркурий" обязательным для готовой продукции.

Штрафы за фальсификат


На данный момент существует одновременно два законопроекта, которые предусматривают ужесточение ответственности за фальсификат. Проект Минсельхоза вводит отдельные статьи за нарушение требований Техрегламентов для пищевой продукции, а проект Роспотребнадзора уточняет определение фальсификата и вводит новую статью за его производство и реализацию. Штрафы за фальсификат планируют поднять до 1 млн рублей с изъятием всей произведенной продукции.

Документы:

О внесении изменения в статью 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в КоАП в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции


Автор: Артем Фальчев

5995 просмотров


Комментарии
extenso
Разбор Маркировка
дейри теч

Подпишитесь на нашу рассылку
11 съезд союзмолоко


Аналитический центр Milknews
Агрофарм
Агрофарм