Исследование Чего ждут топ-менеджеры российского рынка FMCG в 2025 году
Нехватка линейного персонала, перебои в поставках сырья и его растущая стоимость, а также падение трафика в офлайн-магазинах. Эти риски будут оказывать определяющее влияние на развитие рынка товаров повседневного спроса в России в 2025 году, считают главы компаний отрасли. Согласно опросу «Нильсен», в наступившем году они также ожидают нового витка инфляции, усиления влияния на отрасль регулятора и не исключают сложностей с долгосрочным стратегическим планированием в условиях неопределенности. О том, каким будет 2025 год для игроков FMCG-рынка, читайте в материале Milknews.
Планы участников рынка на 2025 год
Аналитическая компания «Нильсен» провела опрос среди 100 СЕО и директоров компаний индустрии товаров повседневного спроса и выяснила, что большинство из них отмечают существенное изменение внешних факторов, которые влияют на их стратегические и тактические решения. В опросе, который был проведен в октябре 2024 года, приняли участие игроки офлайн- и онлайн-рынка, в том числе производители продуктов питания, алкоголя, табака, средств бытовой химии и гигиены.
Согласно данным опроса, более половины респондентов (54%) ожидают риска нового витка ускорения инфляции. Этот вопрос стал новым для участников исследования, в 2023 году его не задавали. Кроме того, усиление влияния на отрасль регулятора ожидают 44% опрошенных против 26% в 2023 году. О невозможности долгосрочного стратегического планирования в условиях неопределенности говорят 38% топ-менеджеров по сравнению с 33% в предыдущем году.
Источник: “Нильсен”
Среди других факторов, влияющих на отрасль, ее участники отмечают развитие хард-дискаунтеров (30% против 62% годом ранее), слияния и поглощения среди игроков офлайн-торговли (28% против 17%), угрозу новых санкций, контрсанкций и связанных с ними ограничений (27% против 14%), усиление влияния и представленности локальных игроков (16% против 15%). Наименьшее влияние на рынок, по данным опроса, имеют очередная смена покупательских привычек (9% против 37%), увеличение объемов потребления FMCG на фоне роста располагаемых расходов (6% против 7%) и влияние ИИ на рынок и повседневную жизнь, о котором в 2024 году вспомнили 6% респондентов, а в 2023 году не говорили вовсе.
Таким образом, как отметили в «Нильсен», финансовые риски и необходимость ручного управления в ответ на возникающие внешние вызовы остаются основными вызовами, с которыми приходится сталкиваться СЕО. При этом уверенность игроков в росте бизнеса и перспективах рынка резко выросла. Так, семь из десяти СЕО ждут роста рынка на уровне 6–15% в то время, как в 2023 году 20% опрошенных ожидали его стагнации или снижения. Кроме того, 28% СЕО ждут роста своего бизнеса выше 15%, а в 2023 году таких было менее 13%.
На чем фокусируется бизнес?
Исследование показало, что основной фокус среди производителей остался почти прежним. В частности, почти половина производителей планирует в новом году сосредоточиться на запуске новых продуктов и пересмотре стратегии дистрибуции с фокусом на растущие каналы, о чем заявили 44% и 42% опрошенных соответственно. Около трети опрошенных сообщили о выходе в новые сегменты или категории товаров, перераспределении производственной мощности на востребованные категории и использовании аналитики для поиска новых возможностей или оптимизаций (32% и по 31% соответственно). Производители также намерены переходить на локальное производство и сырье (23%), пересматривать стратегии дистрибуции и RTM с фокусом на новые географии (16%) и увеличивать инвестиций в обучение и развитие персонала (15%).
Источник: “Нильсен”
Что касается ритейлеров, то подавляющее большинство представителей этой категории (67%) заявила о планах по развитию СТМ. Более трети (по 33%) намерены запускать новые продукты и использовать аналитику для поиска новых возможностей или оптимизаций. Около четверти опрошенных (по 24%) запланировали увеличение инвестиций в обучение и развитие персонала, а также выход в новые сегменты или категории товаров. Кроме того, ритейлеры намерены перераспределять производственные мощности на востребованные категории (19%), диверсифицировать цепочки поставок (14%) и пересматривать стратегии дистрибуции с фокусом на растущие каналы (14%).
Что влияет на отрасль?
Руководители на стороне розничных сетей отмечают существенные изменения с точки зрения тех факторов, которые оказывают влияние на всю цепочку операционной деятельности и стратегических планов. Среди основных экономических факторов опрошенные производители и ритейлеры назвали нехватку линейного персонала (53% против 40% годом ранее), рост закупочных цен и удорожание капитальных затрат (46%, как и год назад) и усиление роли государства в регулировании рынка (34% против 22%). Одновременно снизилось влияние волатильности курса рубля до 30% с 50% в 2023 году. Респонденты также отмечали влияние санкций и контрсанкций (28% против 19%), высокие темпы инфляции (27% против 26%), сокращение доходов потребителей (20% против 51%) и нехватку высококвалифицированного персонала (20% против 17%).
К числу основных индустриальных факторов, оказывающих влияние на отрасль, опрошенные производители отнесли перебои в поставках сырья и его растущую стоимость (65% против 53% годом ранее), проблемы с доставкой и растущую стоимость логистики (42% против 51%) и консолидацию ритейла (35% против 16%). По мнению респондентов, также имеет значение изменение потребительских привычек (26% против 35%), нехватка производственных мощностей (21% против 23%), проблемы с платежной дисциплиной (10% против 4%) и отсутствие товаров на полке (7% против 10%).
По мнению ритейлеров, на отрасль товаров повседневного спроса оказывают влияние такие факторы, как падение трафика в офлайн магазинах (38% против 28%), отсутствие прибыли в онлайн-канале (33% против 10%) и нестабильные объемы поставок от производителей (29% против 41%). К другим факторам опрошенные отнесли сложность в выстраивании омниканального покупательского опыта (24% против 14%), консолидацию ритейла (24%, как и год назад). По мнению респондентов, снизилось влияние изменения потребительских привычек (19% против 41%) и изменения ассортимента на полке (14% против 28%).
В планах – работа с ассортиментом
Как отмечается в исследовании «Нильсен», сразу в нескольких вопросах, которые касаются ассортиментной стратегии, и производители, и ритейлеры четко сигнализируют о планах продолжить запуски и трансформацию «полки», доступной покупателю в 2025 году.
Источник: “Нильсен”
Так, 72% производителей планируют запускать новые продукты, в том числе бренды, саб-бренды, продуктовые линейки, в ближайшие шесть месяцев. Исследование показало, что оставшаяся часть производителей не запускает новинки, потому что считает, что их портфель уже сбалансирован (54%). Еще треть таких респондентов заявила о том, что в текущих экономических условиях запуск новинок не оправдан. Другие опрошенные объяснили нежелание выходить в новые сегменты внутренними ограничениями (16%), непониманием новых ниш или потребностей, которые новинка могла бы удовлетворить (8%) или тем, что такие новинки были недавно запущены (8%).
По данным аналитиков, за год усилился фокус СЕО розничных сетей на категории кулинарии (на 4 п.п.) и эксклюзивном импорте (на 12 п.п.). В ходе опроса о планах по активизации ввода новинок СТМ сообщили 43% опрошенных, о намерении по увеличению ассортимента категории кулинарии и готовых блюд – 38%, о расширении текущего ассортимента 33%. В число других планов ритейлеров входят увеличение количества эксклюзивных импортных товаров (29%), активизация ввода новинок от поставщиков (24%), фокус на категории здорового питания (19%), увеличение ассортимента категории Ready-to-cook (19%) и сокращение текущего ассортимента (14%).
Что будет с ценами на продукты?
Исследование показало, что 75% производителей планируют поднимать цены на какие-либо продукты и бренды в портфеле в ближайшие шесть месяцев. При этом 44% запланировали увеличение стоимости на 6–10%, 20% - на 11-15%, 15% - на 0-5%, а 9% - на 16-20%. 11% опрошенных затруднились ответить.
Говоря о промоакциях и приоритетах стратегии продаж на ближайший год, респонденты сообщили, что намерены повышать эффективность промостратегии на ее текущем уровне (63%), фокусироваться на EDLP (стратегии низких цен каждый день) (32%) и повышать промоактивность (5%).
Развитие онлайн-продаж остается ключевым приоритетом для FMCG-рынка. О намерении развивать это направление заявили 56% производителей. Более трети опрошенных планируют запускать новинки и разрабатывать новые бренды (39%) и работать над эффективностью поставок в масс-маркет ритейл (36%). Еще около четверти респондентов намерены запускать и развивать продажи в хард-дискаунтерах (26%), выходить в новые ниши, сегменты и категории товаров, в которых ранее не были представлены (25%) и изменять промостратегии (24%). По 19% производителей планируют запускать или развивать продажи через маркетплейсы и развивать продажи в специализированных каналах. Среди других планов опрошенные назвали сокращение существующих линеек и фокус на базовых категориях (8%) и локализацию существующих международных брендов (6%).
Больше половины ритейлеров (52%) назвали главным приоритетом в отношении каналов продаж повышение качества взаимодействия с поставщиками. В тройку лидеров также вошли работа над повышением доступности товаров на полке и развитие онлайн-продаж через свой интернет-магазин. О них сообщили по 48% респондентов, причем за год значение последнего пункта почти утроилось (+31 п.п.). По 33% опрошенных заявили о намерении повышать эффективность логистических цепочек и развивать онлайн-продажи через сервисы доставки. Почти столько же (29%) планируют развивать онлайн-продажи через маркетплейсы. Еще 14% ритейлеров намерены запускать новые форматы, в том числе специализированные каналы и выход в хард-дискаунтер, 10% - менять промостратегии, 5% - развивать оптовые продажи.
Цифровизация и искусственный интеллект – мнение потребителей
Аналитики выяснили, что покупатели воспринимают искусственный интеллект с позиции удобства, сервиса и эмоций и открыты к технологическим инновациям. Особенно сильно такая тенденция прослеживается в группе самых молодых покупателей. По данным опроса, подавляющее большинство респондентов (87%) знакомы с сервисом голосового ассистента, с системами обработки языка и перевода (71%) и с рекомендательными системами (68%). Половина опрошенных знает про существование чат-ботов (53%), четверть (25%) – о системах распознавания и генерации изображений, чуть меньше (13%) – о сервисах генерации видео.
Источник: “Нильсен”
При этом половина покупателей (50%) готовы доверить чат-боту с ИИ поиск самых выгодных предложений в магазинах, около трети - поиск товаров по фотографии и усиление безопасности покупок и борьба с мошенниками (35% и 29% соответственно). Респонденты также готовы поручить ему ответы на частые вопросы (21%), выделение ключевых характеристик товара на основе отзывов о покупках (20%), составление рекомендаций на основе опыта предыдущих покупок (18%). Чуть меньше опрошенных доверили бы боту рекомендации товаров, которые популярны, но не основаны на предыдущих покупках (14%), генерацию описаний товаров на страницах интернет-магазинов (13%) и консультации по ассортименту (13%).
Однако покупатели остаются чрезвычайно открытыми даже к тем ИИ-сервисам, которые еще не представлены массово. Как показало исследование, 55% респондентов скорее согласны попробовать иной бренд вместо привычного, если бы рекомендацию сделал «умный ассистент» на основе ИИ. При этом 11% покупателей в возрасте 18–24 лет «однозначно готовы» его попробовать. Кроме того, 39% опрошенных скорее готовы пользоваться функцией составления меню на несколько дней с помощью ИИ. При этом среди покупателей в возрасте 18–24 лет доля «однозначно готовых» к такому эксперименту составляет 24%.
Цифровизация и искусственный интеллект – мнение бизнеса
В свою очередь бизнес обращается к технологиям и, в частности, к ИИ, в поисках эффективности, минимизации затрат и создания прибыли. Так, 23% опрошенных Nielsen глав компаний намерены в первую очередь разворачивать ИИ-сервисы для улучшения покупательского опыта. Исследование показало, что половина опрошенных (49%) рассчитывают на рост операционной эффективности и на получение более качественной аналитики и прогнозирование (43%). Респонденты также рассчитывают на развитие квалификации сотрудников за счет автоматизации рутины (41%), рост точности и скорости принятия бизнес-решений (34%) и создание конкурентных преимуществ для бизнеса (28%).
Источник: “Нильсен”
По данным опроса, большинство респондентов уже применяют технологии ИИ в маркетинге (44%), при аналитике продаж (42%), для персонализации рекламы, акций и цен (33%), для управления запасами товаров (19%) и консультаций покупателей по ассортименту (6%). В сегменте цифровых сервисов опрошенные чаще всего используют такие технологии для поиска товаров по фотографии (30%), генераций описаний товаров на страницах интернет-магазинов (28%), составления рекомендаций на основе опыта предыдущих покупок и выделения ключевых характеристик товара на основе отзывов покупателей (по 25%) и ответов на частые вопросы (22%).
В отрасли логистики и производства половина глав компаний (44%) пользуются ИИ при прогнозировании спроса. Кроме того, их применяют для генерации изображений для упаковки товаров (23%), автоматизации роботизированных систем складирования и производства и разработка и создание новинок (по 13%), а также для симуляции и оптимизации цепочек поставок (12%).
Распространение ИИ в ритейле
Основными барьерами на пути распространения ИИ в ритейле, по мнению опрошенных, являются стоимость разработок (42%), некорректность получаемых выводов (39%), отсутствие гарантий окупаемости инвестиций (37%) и угрозы кибербезопасности и утечки данных. Однако все больше игроков понимают необходимость вложений в развитие ИИ. В исследовании сообщается, что на горизонте трех лет большинство игроков понимают неизбежность инвестиций в ИИ-разработки, особенно среди ритейлеров, которые обладают массивными потоками данных.
Источник: “Нильсен”
Пока 80% опрошенных не инвестируют в ИИ-технологии, но в перспективе трех лет уже половина респондентов готова вложить от 5 до 100 млн в развитие этого направления. При этом если в среднем около 5% опрошенных планируют вложить более 100 млн рублей в ИИ в ближайшие годы, то среди ритейлеров таких желающих почти 15%.
Около трети респондентов планируют комбинировать рыночные решения и свои разработки (28%). Почти столько же (26%) изучают рынок и еще не приняли решения относительно внедрения ИИ-технологий. 17% намерены использовать готовые разработки, 9% - развивают собственные решения и только 2% не планируют использовать ИИ в перспективе предстоящих 3 лет.
АПК