Исследование Как изменился FMCG-рынок России в I полугодии по данным Nielsen
Наибольшую долю на рынке FMCG (22,9%) по итогам первого полугодия 2024 года занимает молочная продукция, сообщили аналитики Nielsen. Согласно их данным, рост продаж этой категории в упаковках составил 8,9% и опередил показатели традиционного лидера рынка – мясную продукцию, которая смогла продемонстрировать увеличение только на 5,2%. Об этих и других тенденциях FMCG-рынка читайте в нашем новом материале.
За счет чего растет рынок?
Аналитическая компания Nielsen представила исследование рынка товаров повседневного спроса за январь-июль 2024 года, согласно которому темпы его роста увеличились почти в два раза по сравнению с прошлым годом в денежном выражении. В ходе исследования были проанализированы продажи в розничных сетях и на онлайн-рынке. При этом не учитывались продажи товаров для детей. Как отмечается в документе, за прошедший период этот сегмент вырос в России на 16,5%, из которых 7,7% было достигнуто за счет роста реального спроса, а еще 8,8% пришлось на инфляцию. В упаковках рост рынка был скромнее и составил всего 9,4%.
Для сравнения в 2023 году отечественный FMCG-рынок подрос на 7,9%, из которых 2,8% было обеспечено за счет роста спроса, а 5,1% - за счет вклада инфляции. По мнению аналитиков, уверенный потребительский спрос и готовность к дополнительным тратам, сигнализируемая покупателями, обеспечивает стабильный рост FMCG-рынка. Однако вклад инфляции в него продолжает постепенно расти, что может отразиться на трендах в ближайшие месяцы.
При этом, как говорится в исследовании, значимость инфляции как фактора роста продаж увеличивается именно во втором квартале 2024 года. Так, если в январе вклад инфляции в рост рынка составлял 7,3% против 3,5% вклада реального спроса, то к июню 2024 года соотношение изменилось до 10,4% и 7% соответственно.
Где что растет?
Эксперты пояснили, что на фоне опережающей динамики продаж продолжает расти и доля регионов в структуре рынка FMCG. В частности, в Центральном федеральном округе рост спроса на рынке товаров повседневного спроса составил 14,5% в деньгах и 7,1% в упаковках. На северо-западе России эти показатели составили 14% и 6%, на юге страны – 21,1% и 14,8%, на Волге – 17,2% и 10,6%, на Урале – 17,9% и 11,1%, в Сибири и на Дальнем Востоке – 20,6% и 11,9%.
Согласно данным, полученным в ходе исследования, наибольшая доля на рынке FMCG принадлежит молочной продукции, на которую приходится 22,9% от общего объема сегмента. За первое полугодие 2024 года она продемонстрировала рост на 14,6% в денежном выражении и на 8,9% в упаковках. На втором месте среди драйверов роста расположились мясо и продукты из него с долей в 18,4%. Продажи этой категории товаров увеличились на 20,2% в деньгах и на 5,2% в упаковках.
По данным исследования, прохладительные напитки с долей в общем объеме продаж 11,4%, а также снеки с долей 3,9% и замороженные продукты являются лидирующими отраслями с точки зрения роста продаж в денежном выражении в текущем периоде. Увеличение их продаж за полугодие составил 28,5%, 26,4% и 22,5%, при этом в упаковках они приросли на 15,2%, 12,6% и 17,6%.
Значительную часть рынка занимают кондитерские изделия (доля 11,2%, прирост на 12,5% в деньгах), горячие напитки (5,1%, прирост на 11,5%), товары для животных (4,7%, прирост на 17,7%), соусы и масла (4,2%, прирост на 8,5%), детское питание (3,2%, прирост на 19,3%).
Частные марки
Исследование показало, что в январе-июне 2024 года частные марки в России вернулись к росту и вновь обгоняют бренды с точки зрения динамики продаж. По итогам прошедшего полугодия их доля достигла 14,3% на рынке FMCG.
В продовольственном сегменте доля собственных торговых марок (СТМ) достигла 14,4% против 14% по итогам первого полугодия 2023 года. При этом динамика продаж СТМ в этом году составляла 20,4% в то время, как бренды без СТМ показывали динамику в 16,8%. В непродовольственном сегменте доля СТМ в январе-июне 2024 года составляла 13,3% против 12,6% за аналогичный период прошлого года. Динамика продаж СТМ в этом секторе достигла 15,1%, а бренды без СТМ росли лишь на 8,3%.
Молочная отрасль в этом сегменте снова продемонстрировала превосходство, заняв второе место в структуре продаж с долей в 24,7% и уступив только мясу и продуктам из мяса с долей в 28,2%. В денежном выражении продажи СТМ в мясном сегменте увеличились на 17,8%, в молочном – на 21,4%. Среди других лидеров рынка СТМ эксперты Nielsen отмечают прохладительные напитки (доля 8,5%, рост на 32,8%), кондитерские изделия (доля 6,3%, рост на 20,8%), консервированные овощи (доля 5,8%, рост на 21,9%), соусы и масла (доля 3,9%, рост на 9,9%), снеки (доля 3,8%, рост на 26,2%), кулинария и специи (доля 3,5%, рост на 4,9%), товары для ухода за детьми (доля 3,3%, рост на 15,2%), товары личной гигиены (доля 3,3%, рост на 12,1%).
По данным аналитиков среди продовольственных товаров наибольший вклад в рост FMCG-рынка в сегменте частных марок внесли сырое мясо, упакованные колбасные изделия, твердый сыр, фруктовые соки, мягкие и плавленные сыры. Самую значительную роль в сегменте непродовольственных товаров внесли подгузники для детей, туалетная бумага, бумажные кухонные полотенца, персональные средства гигиены и влажные салфетки для детей.
Онлайн-рынок FMCG
Несколько другая картина складывается в онлайн-сегменте рынка товаров повседневного спроса. По данным Nielsen, рост онлайн-рынка практически полностью обеспечен реальным спросом, особенно сильно укрепляющимся в регионах России. Так, при росте этого сегмента на 42,5% в первом полугодии 2024 года вклад инфляции составил всего 1,9%, а вклад реального спроса – 40,6%. В то же время к концу полугодия вклад инфляции все же стал увеличиваться и в июне достиг 5,5% против 1,9% в январе. Вклад реального спроса в июне составлял 28,5%, в январе – 35,9%.
Аналитики поясняют, что онлайн-рынок остается одним из ключевых драйверов развития индустрии FMCG как за счет успеха маркетплейсов, так и омниканальных игроков, которые запускают сервисы в новых географиях. Лидером по росту продаж в онлайн-сегменте FMCG рынка среди российских регионов стали Сибирь и Дальний Восток, продажи в которых выросли на 55,8% в денежном выражении и на 55,7% в упаковках, за ними следует Урал, показавший рост на 52,3% и 62,9% соответственно. Тройку лидеров замыкает юг России с показателями в 51,7% и 61,5%. В Центральном регионе РФ продажи в онлайн-сегменте увеличились на 35,9% в денежном выражении и на 31,8% - в упаковках, на северо-западе страны – на 40,5% и 37,2% соответственно, на Волге – на 50,2% и 58,2%. В Москве, по данным аналитиков, рост составил 28,8% и 22,5%, в Московской области – 38,1% и 29,9%, в Санкт-Петербурге – 33% и 26,2%.
Среди групп товаров, которые внесли основной вклад в развитие рынка, эксперты отметили мясо и продукты из него, которые обеспечили сразу 6,9 п.п. из 42,5% роста. На эту группу приходится 12,4% от общего объема рынка.
Что касается молочной продукции, то она является одним из лидеров индустрии, на которого приходится 14% онлайн-рынка FMCG. Прирост продаж в этой категории за полугодие составил 49,1%. Ее опережает только группа товаров для животных, на которую приходится 14,1% рынка с приростом 36,2 % за полугодие. Среди других товаров-лидеров рынка эксперты отмечают детское питание (доля 7,1%, прирост на 27,4%), товары по уходу за детьми (доля 7%, рост на 15,6%), горячие напитки (6,9%, рост на 38,5%), прохладительные напитки (6,2%, рост на 61,8%), кондитерские изделия (доля 5,4%, рост на 54,1%), средства для стирки (4,3%, рост на 40,4%), товары для ухода за волосами (доля 3,8%, рост на 33,2%), товары для уборки (доля 3,5%, рост на 45,3%).
Наибольшую долю онлайн-продаж на омниканальном рынке FMCG в денежном выражении продемонстрировали товары для детей (47,3% против 43,9% годом ранее), товары для ухода за волосами (34,6% против 28,2% годом ранее), товары для животных (30,3% против 26,2%), товары для стирки (26,8% против 20%), товары для бритья (25,2% против 22,2%), детское питание (22,3% против 20,9%), товары для ухода за телом и волосами (21,8% против 17,5%), товары для ухода за полостью рта (18,1% против 14,9%), горячие напитки (13,9% против 11,2%).
СТМ на онлайн-рынке FMCG
Как сообщили в Nielsen, в январе-июне 2024 года средняя доля СТМ на онлайн-рынке FMCG приблизилась уже к 10% продаж в денежном выражении. Причем в группе продовольствия этот показатель достиг 10,3% против 9% по итогам первого полугодия 2023 года. Динамика продаже СТМ в этом сегменте за первое полугодие 2024 года достигла 68,4% против 60% годом ранее. Для сравнения, динамика продаж брендов без СТМ в первом полугодии 2024 года составила 44,8% против 24,8% в прошлом году.
В непродовольственном сегменте доля СТМ за этот период выросла с 7,2% до 7,5%. Динамика продаж брендов с СТМ снизилась с 45,3% до 37,5%, продажи брендов без СТМ выросли на 30,4% против роста в 19,1% годом ранее.
В структуре онлайн-продаж молочные продукты снова заняли второе место, заняв долю рынка в размере 20,1% и показав рост на 73,5%. Первое место вновь заняло мясо и продукты из него с долей рынка в 30,3% и ростом продаж в размере 54,5%. Третье место досталось товарам для детей (доля рынка в 14,7%, рост продаж на 32,1%). Далее со значительным отрывом следуют прохладительные напитки (доля 5,9%, рост более чем в два раза), консервированные овощи (5%, рост на 87,2%), замороженные овощи (4%, рост на 50,1%), кондитерские изделия (3,6%, рост более чем в два раза), соусы и масла (3,4%, рост на 81,2%), кулинария и специи (2,9%, рост на 61,6%).
В топ-5 категорий СТМ по позитивному вкладу в рост продаж продовольствия вошли сырое мясо, твердый сыр, мягкие и плавленные сыры, вода, замороженные овощи и фрукты. Среди непродовольственных товаров наибольшее влияние на рост продаж оказали подгузники для детей, туалетная бумага, бумажные кухонные полотенца, влажные салфетки для детей и персональные средства гигиены.
Рынок молочной продукции
Как сообщили в Nielsen, рынок молочной продукции в январе-июне 2024 года вырос на 10,8% в денежном выражении, в том числе рост продажи традиционной молочной продукции, на которую приходится 52,7% рынка, составил 6,9%. Рост продаж современной молочной продукции с долей рынка в 18,9% составил 19,3%, рост продаж сыров (доля 28,5%) достиг 13,1%.
В натуральном выражении динамика продаж большинства категорий на этом рынке также положительная. Так, весь рынок молочной продукции подрос на 2,8%. При этом продажи пастеризованного молока в упаковках (доля рынка 15%) остались на уровне прошлого года. Продажи твердого сыра (доля 16,7%) увеличились на 5,7%, мягкого сыра (доля 7,9%) - на 16,8%, сметаны (доля 7,6%) – на 2,1%, упакованного творога (доля 6,7%) – на 9%, ложковых йогуртов (доля 4,5%) – на 11,4%, питьевых йогуртов (доля 4,4%) – на 13,4%, плавленного сыра (доля 3,9%) – на 1,8%, глазированных сырков (доля 3,7%) – на 11,4%. Одновременно продажи сливочного масла и маргарина (доля 10%) в упаковках снизились на 2,5%, кефира (доля 5%) – на 0,8%, стерилизованного молока (доля 4,5%) – на 1%.
По данным аналитиков, наиболее растущими категориями традиционной молочной продукции являются сливки, показавшие за полугодие увеличение продаж на 16,9% в денежном выражении, простокваша (рост на 12,7%) и упакованный творог (рост на 10,5%). Кроме того, продажи сливочного масла и маргарина в деньгах выросли на 9,4%, сметаны – на 5,6%, стерилизованного молока – на 4,8%, пастеризованного молока и кефира – по 4,4%, ряженки – на 3,7%.
Теги: Молоко продовольствие